Добро пожаловать на официальный сайт школы тайцзицюань "Ветер-Гром". Мы предлагаем знакомство с уникальной в своем роде традиционной системой гармоничного развития способностей человека - системой Тайцзицюань, представленной Школой "Ветер-Гром" (Фэн Лэй Пай) и ее руководителем Владимиром Васильевичем Котляром. Уникальна она теми методиками, на основе которых строится тренировочный процесс. Традиционная - потому что обучение опирается на принципы, указанные в древнекитайских трактатах родоначальников Тайцзицюань...  » 







Методы преподавания в Тайцзицюань по Школе "Ветер-Гром" Печать

В том, что восточные системы развития человека, такие как Йога, Айкидо, Тайцзицюань, рефлексотерапия, цигун, и др., доказали свою эффективность среди широких масс занимающихся во всем мире и вызвали интерес к себе в научных кругах, надеюсь, никого убеждать не нужно. Здоровье являлось, является и будет являться тем фундаментом, опираясь на который осуществляется жизнедеятельность человека в социуме и его развитие как личности. 


При этом развитие следует понимать не в узком смысле развития физического тела, а в более широком контексте развития человека, как целого организма, т.е. в это понятие должны входить здоровье психическое, эмоциональное состояние, социальная обустроенность и многое другое. В этом отношении огорчает то, что большинство действующих оздоровительных, физкультурных, психологических, спортивных школ, систем и т.п. уделяют внимание лишь отдельным аспектам человека, хотя известно, что целое больше суммы частей, в него входящих, особенно если это целое – человек. О мета-подходе, рассматривающем человека, как целое много говорится, но на практике он встречается крайне редко.

Image

Возможно, я обращаю на это внимание по той причине, что мне посчастливилось заниматься уникальной в своем роде традиционной системой гармоничного развития способностей человека - системой Тайцзицюань, представленной в Луганске Школой «Ветер-Гром» и ее руководителем В. В. Котляром. Уникальна она теми методиками, на основе которых строится тренировочный процесс. Традиционная - потому что обучение опирается на принципы, указанные в древнекитайских трактатах родоначальников Тайцзицюань и все методики преподавания бережно передавались из поколения в поколение. Система - потому что все знания взаимосвязаны и работают лишь при грамотном их использовании. Гармоничного развития - потому что развиваются все аспекты биосистемы, называемой человек. Школа - потому что здесь учат людей самостоятельно поддерживать свое здоровье, красоту тела и психическое равновесие без лекарств.


Нисколько не отрицая пользы других систем, как говорится: «если что-то существует, то это кому-то нужно», я предлагаю краткую информацию о методиках и особенностях преподавания в школе Тайцзицюань «Ветер-Гром».


Большинство имеющихся публикаций о Восточных воинских и оздоровительных системах касаются только философских и технических аспектов занятий, а о конкретных принципах и методах тренировок до сих пор сказано очень мало. Я постараюсь, основываясь на личном опыте преподавания и тех знаниях, которые получил от учителя, рассказать именно об этом. Хотя данная тема очень широка и глубока, и требует более глубоких исследований, я коротко расскажу о том, что является главным.


В первую очередь, это так называемые «Шесть предметов» (подходов, способов), которые взаимодополняя друг друга составляют основу методики преподавания. Рассмотрим эти шесть предметов более подробно.


1. Базовая работа, также называемая «закладывание корневой первоосновы».

Image


Методы и упражнения, которые составляют этот «предмет», формируют те качества, которые будут необходимы во всех последующих «предметах», или для достижения других целей. Хотя бы минимум базовой работы должен быть освоен прежде, чем всерьез браться за изучение комплексов (тао-лу) и «парной работы». Огромное значение для достижения поставленного результата имеет правильная последовательность выполнения упражнений, для чего необходимо знание методов и принципов соединения упражнений в комплексы. Ведь упражнения могут как взаимоусиливать друг друга, так и взаимоподавлять – в Тайцзи этому вопросу уделяется особое внимание.


Среди ключевых методов базовой работы, в первую очередь необходимо указать на «стояние столбом» (чжань-чжуан). Именно в «столбе» изучается правильное дыхание животом, а также умение чувствовать свое тело. Также «столб» обладает ярко выраженным оздоровительным эффектом, одновременно расслабляя мышечные зажимы и выравнивая осанку. Кроме «стояния столбом», в базовую работу также входят несколько видов гимнастик для суставов, сухожильных связок и мышц, нарабатывается гибкость и правильное приложение силы в упражнениях, а также осваивается прыгучесть.


На уровне базовой работы ученик должен избавиться от своих болезней, если таковые имелись, для чего существуют специальные методы работы с различными болезнями. Фактически можно назвать базовую работу «чисткой», потому что наполнять себя всевозможными силами и энергиями возможно, лишь имея чистый «сосуд». Поэтому можно относиться к базовой работе, как к очищению и укреплению тела.

Image


2. Изучение одиночной формы, также называемое «познание себя».


В Тайцзи-цюань исследованы различные виды моделей, форм (ши) возможных движений физическим телом, чтобы выбрать из них наиболее эффективные, для создания целостности и пропускания по каналам жизненной энергии (ци). Отдельные формы затем собираются в комплексы (тао-лу). Правильно освоенное тао-лу может почти полностью заменить качества, получаемые от других «предметов». Единственное требование к изучению одиночной формы – наличие компетентного учителя, способного объяснить все виды усилий-цзинь для каждого движения и позиции.






Image


3. Парные упражнения, также называемые «познание других».


Это весьма обширное собрание упражнений. Наиболее известны из них знаменитые «толкающие руки» (туй-шоу). Но кроме туй-шоу в Тай Цзи присутствуют такие малоизвестные методы, как «слушающие руки» (тин-шоу), «изменяющиеся руки» (хуа-шоу), «деревянные руки» (му-шоу), «свободное толкание» (сань-шоу), «методы пороховой ладони» (пао-шоу), «захваты, броски, удержания» (цинь-на) и другие.


Принципы обучения в парных упражнениях следующие. Один из партнеров добивается гармоничного протекания энергии и равновесия в своем теле. Второй партнер использует определенного вида воздействие, чтобы нарушить гармонию у первого. Таким образом, задача первого партнера – почувствовать и определить вид направленной на него агрессии, подключиться к управлению этой внешней силой и воспользоваться ею как своей собственной, себе на благо. Это – практическое воплощение двух методов достижения «даосского бессмертия»: первый – сохранить собственную энергию; второй – использовать внешнюю энергию для действия.


Эти упражнения постепенно усложняются так, чтобы достичь мастерства в управлении собой даже в экстремальной ситуации, например, на большой скорости или с закрытыми глазами. После освоения цикла парных упражнений в зале, ученики учатся использовать полученные умения в любой жизненной ситуации, как бы «толкаясь» с любой проблемой или жизненными трудностями. Такая работа позволяет практически воплотить принципы Тай Цзи: «Не важно, какова сила, важно, кто ею управляет».Image


4. Воинское искусство.

Внешне кажется, что мастер Тайцзи не напрягается, а его противник уже повержен. Но это только внешняя сторона, гораздо важнее внутренние аспекты, а также цели, которые ставит перед собой человек. Лишь «Я» – достойный противник для мастера Тайцзи, и только покоривший свое «Я» может называться истинным победителем.Image


5. Работа с энергией.

Существует множество методов и стилей цигун, которые сейчас широко известны. Многие из них достойны изучения и практики, многие созданы знаменитыми мастерами, но почти все они имеют один существенный недостаток – они вырваны из целостной системы, а потому однобоки. Это сейчас сложилось мнение, что цигун что-то вроде утренней зарядки, проделал 15-20 минут, попил кофе, и отправился на работу. Мало кто задумывается над тем, что первоначально цигун был создан внутри даосских учений как органическая часть целостной системы знаний, включающей работу не только с энергией (Лянь-ци), но и с телом (Лянь-шень), и с разумом (Лянь-и). Целью даосских отшельников, обитающих высоко в горах, было не достижение частных, мелких целей, а тотальное стремление к совершенству.


Поэтому в Тайцзи-цюань отношение к цигун весьма благоговейное – можно заниматься любым стилем цигун, но занятия должны быть системно объединены с работой и с телом, и с духом; а главное, с устремлением к подлинному совершенству.

Image


6.Духовная практика.


Методы духовного совершенствования, собираемые даосскими мудрецами по всей Поднебесной (так раньше именовался Китай), превращают Тайцзи-цюань в бесценное сокровище. С помощью занятий имеется возможность более конкретно ощутить, буквально пощупать и увидеть, как все многообразие форм в Тайцзи-цюань превращается в универсальный ключ ко всем динамическим и статическим медитациям.


Дух (Шэнь), опираясь на энергию-ци и жизненную сущность-цзин, приводится в состояние Тай Цзи, и далее растворяется в Беспредельном (У-цзи), иначе называемом Божественным, или Абсолютом. Но как бы мы это ни называли, важно, что эти методы все еще живы, и мы можем освоить их, практикуя Тайцзи-цюань.


Более обобщенно по поводу методов преподавания можно сказать, что все они делятся на одиночную работу (Дань-гун) и парную работу (Шуан-гун).


Заниматься Тайцзи-цюань можно по-разному, в соответствии с поставленными целями и имеющимися возможностями. Исходя из этих условий, а также ввиду разницы в способностях учеников, можно различить три основных подхода к занятиям . Это подходы: общего изучения, углубленного изучения и индивидуального изучения. Рассмотрим их подробнее.


1. Общее изучение Тайцзи-цюань.


В соответствии с этим подходом, ученики объединяются в достаточно большие группы, обычно количеством около 20-25 человек. Изучаются все «Шесть предметов» Тайцзи-цюань, но основной упор все же смещается к одиночной работе (Дань-гун), включающей, в первую очередь, базовую работу (Цзыбэнь-гун), «стояние столбом» (чжань-чжуан) и изучение формальных комплексов (тао-лу). Этого обычно достаточно для оздоровительных целей и постижения основных принципов Тайцзи-цюань.


Парная работа (Шуан-фа) также может изучаться, но ее роль в этом подходе скорее вспомогательная. Из всех групп парных упражнений осваиваются лишь основные, без глубокой проработки тонкого. Самооборона также может изучаться, но только в ограниченном количестве, причем из боевой техники выбираются самые мягкие методы.


Преимуществом этого подхода является отсутствие необходимости тратить на него много сил, времени и денег. Хотя даже и при этом подходе ученики могут брать у наставника домашние задания, дабы ускорить свой прогресс, занимаясь в удобное для них время.


2. Углубленное изучение Тайцзи-цюань.


Для тех, кто не удовлетворен общим подходом обучения, есть возможность заниматься более углубленно. Обычно группы для углубленного изучения значительно меньше, в пределах 6-10 человек, что позволяет наставнику более плотно работать с каждым учеником. Из-за возможностей такого повышенного контроля ученики могут осваивать более тонкие виды работы, чем при общем подходе. При этом возможно осваивать все «Шесть предметов» равномерно, уделяя больше внимания парной работе, включая продвинутые формы «толкающих рук» (туй-шоу) и «свободного толкания» (сань-шоу).


Кроме того, более подробно изучаются пятый и шестой «предметы» – работа с энергиями (цигун) и духовная практика (Шэнь-Мин). После серьезной работы с парными упражнениями и духовной практики ученики допускаются либо к изучению боевой техники Тайцзи-цюань (для тех, кто стремится к ее изучению), либо к высшим формам цигун и медитации (для тех, кто ориентирован на духовное развитие).


Обобщенно можно сказать, что углубленное изучение имеет все средства для более индивидуальной работы с каждым из учеников. Но учтите, что этот подход требует гораздо больших затрат сил и времени, чем первый.


3. Индивидуальное изучение Тайцзи-цюань.


Это самый эффективный способ обучения, причем у истоков Тайцзи-цюань существовал только он, а другие подходы появились совсем недавно, отвечая нуждам времени и условиям жизни.


Ранее каждый мастер Тай Цзи учил только нескольких учеников, почти всегда являющихся членами его семьи. Это позволяло не только сохранить Учение внутри клана, но и защищало принципы Тай Цзи от искажений и утраты. Можно сказать, что современное искажение Тайцзи-цюань как раз и связано с отсутствием должного изучения посредством индивидуального подхода.


Этот подход позволяет подобрать для каждого ученика наиболее подходящую систему упражнений, отвечающую его целям и соответствующую его способностям. Индивидуальный подход – это максимум эффективности, так как ученики находятся все время под присмотром учителя, и каждая их ошибка исправляется немедленно, не успев войти в привычку.


При индивидуальных занятиях одновременно занимаются не более 2-3 учеников. Причем, каждый ученик может высказывать пожелания изучать те группы упражнений и «предметы», которые ему наиболее близки и интересны. Учитель всегда пойдет навстречу ученику, который захочет углубленно изучать какой-либо один «предмет», так как такой ученик может иметь шанс стать в этом «предмете» специалистом. А лучше быть специалистом в одном, чем профаном во многом.


Кроме указанных выше преимуществ индивидуального подхода, есть еще одно, весьма важное для наших жизненных условий. Это – метод периодического индивидуального интенсивного изучения.


В том случае, если ученик не может растянуть свое обучение на долгие месяцы и годы, а желает получить конкретный объем знаний за максимально сжатый срок, от нескольких недель до нескольких месяцев, а впоследствии заниматься самостоятельно, не спеша совершенствуя то, что он изучил, то в этом случае возможно интенсивное индивидуальное обучение, на которое затрачивается по несколько часов ежедневно.


Такой подход напоминает обучение на семинарах, и имеет те же преимущества – ученик после этого семинара занимается сам, до тех пор, пока не проработает все, что изучил, и после этого он может пройти следующий семинар. Самые настойчивые ученики даже могут поселиться в Месте Пути (Дао-Тан), чтобы заниматься непрерывно, и днем, и ночью.


Этот же тип семинаров-интенсивов наиболее подходит для желающих получить квалификацию инструктора Тайцзи-цюань, так как такие ученики могут целенаправленно изучать конкретные методы обучения и схемы, на основании которых создаются группы упражнений.


Обычно для индивидуального подхода выбирается один из пяти путей обучения, соответствующих той специализации, которой хочет достичь ученик. Сейчас мы рассмотрим вкратце эти пять индивидуальных путей .


Пестование жизни.


Это путь обучения, при котором стремятся прежде всего достичь оздоровительного и укрепляющего эффекта, развить мощную жизненную силу (ци) и привести к гармонии Дух (Шэнь). Из «Шести предметов» изучаются все, но выбираются в основном главные упражнения, позволяющие быстрее достичь успеха.


Базовая работа (Цзыбэнь-гун), формальные комплексы (тао-лу) и «стояние столбом» (чжань-чжуан) закладывают мощный фундамент для более глубокого изучения Тайцзи-цюань или других стилей Ушу. Если ученик физически слаб, или уже не молод, или имеет какие-либо хронические болезни, то путь пестования жизни для него просто необходим.


Для пожилых людей – это шанс вернуть себе утраченную молодость, а для молодых – преумножить имеющиеся у них силы.


Постижение одиночной формы.


Изучая одиночную форму (Даньши-гун) Тайцзи-цюань, ученики получают замечательную возможность впоследствии практиковать ее дома самостоятельно, имея все методы исправления ошибок и корректировки усилий-цзинь. Именно этот путь выбирали большинство учеников, посещающих Китай для изучения Тайцзи-цюань.


Формальный комплекс (тао-лу) можно изучить при индивидуальном подходе за несколько месяцев, а потом многие годы самостоятельно доводить его до совершенства.


Правильно освоенные тао-лу могут почти полностью заменить качества, получаемые от других пяти «предметов»: выполняемые многократно – базовую работу, медленно и осознанно – цигун и медитацию.


Единственное требование к изучению одиночной формы – наличие компетентного учителя, способного объяснить все виды усилий-цзинь для каждого движения и позиции.


Постижение парной формы.


Так как это – коллективный метод изучения, ученики должны быть сгруппированы в пары, причем учитель относится к такой паре, как к одному человеку. И пока оба ученика не освоят данное им упражнение одинаково хорошо, они не могут двигаться далее.


Практически весь третий «предмет» Тайцзи-цюань – парная работа (Шуан-фа) – относится к этому пути обучения. Но все же, как дополнительные методы и методы корректировки, изучаются и некоторые одиночные упражнения, например, «стояние столбом».


Желающие изучать цигун в паре также могут заниматься парными упражнениями, например, изучая «толкающие руки» (туй-шоу) в виде цигун.


Путь Духа и Силы.


Это самый мистический путь Тайцзи-цюань, являющийся фактически вратами в даосскую алхимию, для достижения Просветления и Бессмертия. Основой этого пути могут быть все «Шесть предметов», но акцент быстро смещается к «предметам» пятому и шестому (цигун и Шэнь-Мин).


Изучать этот путь следует со всей серьезностью, так как пробуждение духовных сил неминуемо влечет за собой изменение жизненных ценностей и переосмысление мира.


Но даже в случае более спокойного изучения цигун, от учеников требуется терпеливость и способность контролировать свои эмоции.


Путь мастерства.


Завершающий путь индивидуального обучения – это освоение методик преподавания Тайцзи-цюань и схем-шифров, с помощью которых можно постичь внутренние связи между «предметами», методами и отдельными упражнениями.


Изучают этот путь лишь те ученики, которые завершили один или несколько других путей, и теперь намерены сами обучать других учеников. Для них предназначены несколько семинаров-интенсивов, на которых они могут перейти со ступени ученика на ступень инструктора Тайцзи-цюань.


Таким образом, вы сейчас ознакомились со всем богатством методов и подходов в изучении Тайцзи-цюань, и можете сами решить для себя, стоит ли вам становиться на долгий Путь-Дао, который на самом деле не имеет ни конца, ни начала. Или же, как сказал об этом мой Учитель: «Нет ограниченного понимания, ибо в одном есть все; и нет окончательного понимания, ибо у круга нет границ».


Еще раз хочу отметить, что для достижения необходимого результата важно не только знать техническую сторону отдельных упражнений, хотя и это важно, но и последовательность их выполнения. И здесь нельзя ошибаться, особенно при серьезной работе. А желающих серьезно изучать Тайцзицюань, или другие внутренние стили Ушу мы приглашаем на тренировки, встречи, лекции – приезжайте к нам, приглашайте нас. Ведь слова бессильны передать всю суть, но это не единственное средство общения в Тай Цзи: информацию можно передать визуально, при помощи форм (ши), кинестетически – при помощи толкающих рук (Туй шоу) и просто при помощи безмолвия.


Дорога в тысячу ли начинается с первого шага…


До встречи в Пути.


Руководитель Харьковского филиала Школы Тайцзицюань "Ветер-Гром"

Гончаренко Сергей Владимирович,

при участии главы Школы Тайцзицюань "Ветер-Гром"

Котляра Владимира Васильевича.


 


Занятия в Школе «Ветер-Гром» :
Харьков - к/т: +38 066 322 6259



© 2007-2013
Школа Тайцзицюань «ВЕТЕР-ГРОМ»
Ассоциация "Восточный Дом"