Система Тайцзицюань оформилась как боевое искусство в те времена, когда умение побеждать в поединке определяло возможность выжить. Многие методики тренировок, которыми в настоящее время пользуются современные практики, возникли некогда естественным образом в среде людей, основным занятием которых являлась война. Древний Китай был плодородной почвой для зарождения многочисленных стилей и направление Воинских искусств. Люди давно пришли к выводу, что целенаправленная наработка определенных качеств дает значительное преимущество как в боевой ситуации, так и в мирном труде. Отсюда китайский термин Гунфу – ежедневное повторение одного и того же – как Путь достижения мастерства.
Нетрудно представить, как в перерывах между сражениями солдаты императорских армий тренировались и соревновались, развивая определенные качества, которые в реальном бою, при столкновении большого числа людей были наиболее ценными. Прежде всего, нужно устоять на ногах и не упасть, далее – смести противника любым способом. В отсутствии маневра, давке боя необходимо было в буквальном смысле слова вростать в землю выдерживая лобовой удар врага, чтобы либо отбросить его, либо опрокинуть, либо пропустить мимо себя. Эти принципы ведения боя мы и сейчас можем увидеть в парной работе Тайдзицюань – умение создавать мощное усилие, направленное вперед в сочетании с максимальной устойчивостью и укоренением – Пэндзинь, усилие, позволяющее отводить мощный натиск противника в сторону без потери равновесия – Люйдзинь и усилия, позволяющие опрокинуть, сорвать, ударить противника.
Давайте рассмотрим, что происходит, как только два человека сталкиваются руками с намерением столкнуть друг друга. Вначале более сильный партнер получает преимущество и толкает, выпрямляя руки. Потом появляется момент, когда из-за разности рычагов, защищающийся получает возможность отвести атакующую руку в сторону и начать свою атаку в грудь или голову противника или, убрав свой корпус из под атаки, пропустить силу противника и «лишить его корней», уронить. Особенно легко это получается, когда противник вкладывается в толчок и не контролирует равновесие. При условии, что нападавший совершает такое же преобразование усилия, в итоге получают упражнение, в котором двое поочередно выступают то в аспекте агрессии и нападения (Ян), то в аспекте податливости и управления (Инь) – используя попеременные атаки и защиты по замкнутой траектории.
Итогом таких занятий, при условии что оба партнера стремятся к развитию устойчивости, осознанности, раскрепощенности, и самое главное созданию мощных атакующих и защитных действий, становится возникновение круговых траекторий. Ведь именно такие траектории дают возможность расходовать энергию наиболее эргономично, в чем также нетрудно убедиться «потолкавшись» подобным образом время, достаточное для того чтобы устать, или посмотрев на движение планет в космосе. В ходе подобных экспериментов возник прообраз системы специальных упражнений, которые в наши дни известна под названием Туйшоу или Толкающие руки.
Отошедшие от дел ратных воины либо возвращались домой и продолжали тренировки, а с целью возвысить статус своей семьи, передавали это искусство близким. Так появлялись семейные Школы.
Другие, желающие уединиться для практик развития ума, встречали таких же странников, которым необходимо было уметь защитить себя, чтобы не погибнуть раньше времени от диких зверей и разбойников. Для них упражнения, которые могли повысить выживаемость и при этом не было необходимости калечить друг друга, были очень важны. Именно в этой среде подобные упражнения оттачивались и передавались из поколения в поколение. И именно здесь они стали использоваться для развития не только тела, но и ума и энергетики. Постоянные атаки партнера ультимативно требуют осознанности, пребывания в «данном моменте», а трение рук развивает чувствительность.
Так что такое Туйшоу? Прежде всего это модель, в которой вы преобразовываете любое агрессивное усилие, направленное против вас и используете его в своих целях. Вы учитесь по круговым, спиральным траекториям принимать любое агрессивное усилие, направленное против вас и использовать его в зависимости от ситуации. Для того, чтобы тренировка началась, необходимо это усилие создать, иначе партнеру нечего будет преобразовывать. В дальнейшем неважно, какого рода агрессии вы подвергаетесь – физической или умственной, научившись работать с ней на уровне тела вы поймете, что делать с ней на уровне ума. Любая ситуация становится для вас игрой усилий.
Важный момент – критерий правильности. В ходе выполнения упражнения возникает необходимость оценки верности его выполнения. Нужно ли идти по заранее оговоренной траектории, если вы чувствуете, что вас толкают в другую сторону? Ответ: конечно нет. Идя вдоль усилия партнера, вы получите возможность атаковать его в другом месте. Эти корректировки в одноручных и двуручных кругах (существуют также круги ногами) предполагают выведение партнера из равновесия или атаку какой либо частью тела. В то же время партнеры стремятся в ходе упражнения использовать такие положения тела в которых оппоненту будет предельно сложно выполнять движения с помощью грубой силы, без использования круговых траекторий, и следовательно помогают друг другу научиться эргономичным движениям и правильной работе с усилием… Для обучения необходимо сразу отказаться от идеи соревнования с партнером: основной ваш противник – вы сами. Более сильный старается максимально расслабить мышцы, не участвующие в движении, а слабый ищет оптимальные соединения в теле. Пользу получают оба. Также необходимо отметить, что в изучение Туйшоу следуют от простого к сложному, осваивая в начале одноручные формы, за тем двуручные, потом формы с шагами, с завязанными глазами и так далее, таким образом приближаясь к свободной работе, или Саньшоу. Если же пренебречь этой последовательностью и «перепрыгивать через этапы», то желаемые результаты могут быть и не достигнуты, а драгоценное время тренировок будет растрачено впустую… Так в чем же заключена основная специфика Толкающих рук? Без преувеличения можно сказать, что это уникальная система тренировки в которой решена проблема по совмещению наработки боевых навыков и обеспечения безопасности, так как толчки в Туйшоу проводятся в достаточно мягкой манере, лишь обучая партнера и указывая на ошибки и слабости. В то же время не многие занимающиеся знают, что все вектора изучаемых кругов Туйшоу перекладываются в группу упражнений именуемую Паошоу или Взрывающиеся руки, которая максимально приближена к реальной боевой технике. «От больших кругов переходят к малым, от малых к бесконечно малым, но отсутствие круга тоже круг»… В настоящее время, скорее всего из-за того, что выживание в современном мире во многом перестало зависеть от физических качеств человека, многие древние системы тренировок утратили былые корни и либо канули в лето, либо были подогнаны под узкие рамки социума. Коснулось это и Туйшоу. Сегодня под Туйшоу понимают, как правило, одно из трех. Первое – спортивно-зрелищные варианты – дуэлянь, в которых траектории заданы заранее и партнеры думают не об усилиях, а об эстетичности и красоте. Второй вариант – соревновательный, в котором из-за многочисленных запретов (воздействие на локти и колени, удушающие, удары и толчки локтями и многое другое) партнеры скорее борются, чем используют технику Тайцзицюань. Желание победить заставляет следовать ограничениям правил в ущерб искусству. Третий – «эзотерический» вариант Туйшоу – своеобразная игра в Тайцзицюань, смысл которой – плавные, не отягощающие движения под музыку в надежде на то, что чудесная энергия Ци рано или поздно сама опрокинет партнера без участия хозяина… такова конъюнктура рынка, и господа китайцы готовы ее удовлетворить. В то же время десятки мастеров демонстрируют реально хорошую технику Толкающих рук. Но даже из их числа единицы объясняют то, что они делают языком биомеханики и физики. В дальнейших публикациях мы дадим описание горизонтального одноручного круга Туйшоу с объяснением траекторий и корректировками. В завершении хочется отметить, что Туйшоу является лишь одной частью из группы парных упражнений, изучаемых в Тайцзицюань, которые, в свою очередь, лишь часть безграничной системы под названием Великий Предел…
Журнал БОЕВЫЕ ИСКУССТВА № 5 (2007г.) Материалы предоставлены Школой «Ветер-Гром»
|