Автор статьи д-р Е. Лобусов . Врач по образованию, закончил факультет фундаментальной медицины МГУ, затем проходил двухлетнюю клиническую ординатуру по специальности неврология в России. В процессе съездил два раза на месячные курсы по иглоукалыванию, прогреванию и массажу в Китай. Через некоторое время поступил в аспирантуру нанкинского университета традиционной китайской медицины, где три с половиной года учился вместе с китайскими врачами , работая в той же клинике где и они, наблюдая непосредственно китайскую медицинскую жизнь.
Итак, по порядку.
I. Стоит ли лечиться методами Китайской Медицины (далее - КМ)?
Не стоит. Вернее — не стоит лечиться именно методами КМ, так как лечит не метод, а врач, который может владеть или не владеть методом. Поэтому необходимо искать не метод, а конкретного врача, при этом выборе руководствуясь не рекламой его самого (его центра, его школы, его метода, его книг и прочего), не количеством его дипломов (сертификатов и другой бумажной формальности), а здравым смыслом и отзывом людей, которым лично вы доверяете и которым его лечение действительно помогло. Но это не даёт гарантии, что лечение у данного специалиста однозначно поможет вам, но существенно повышает вероятность этого.
II. Действительно ли Китайская Медицина обладает высокой эффективностью?
Нет. Во-первых см. I. Медицина сама по себе не может быть лучше или хуже, так как не существует без носителя (врача) знаний и умений. Кроме того, мир медицины — это мир людей, многие из которых действительно искренне хотят помочь больным людям и ищут для этого наиболее эффективные методы. Да и с сегодняшней коммерческой точки зрения — нужен самый эффективный метод. И если бы КМ была действительно и однозначно эффективнее других, то все бы кинулись использовать именно её. Однако этого не происходит.
Кроме того, если говорить лишь об одном разделе китайской медицины — иглоукалывании, то обнаруживается следующий факт — укалывание любого (!) места на теле человека в 50-60 % случаев вызывает стойкое облегчение болевого синдрома, случается это, во-первых, из-за плацебо эффекта, а во-вторых, из-за того, что на дополнительное сильное болевое раздражение в результате укола организм реагирует выбросом эндогенных опиатов, наших собственных анестетиков. Эти данные многие иглотерапевты предпочитают не замечать, так как, зачастую, оказывается, что именно такой процент выздоровления они имеют в своей лечебной практике, но колят иглой, как им кажется, не в случайные места, а выбранные сообразно древним знаниям точки. А кто может себе честно признаться в собственной несостоятельности? Особенно если отдал этому делу не один год...
III. Откуда представления о Китайской Медицине как о панацее?
Во-первых, сегодня это результат очень серьёзной правительственной программы КНР по рекламе КМ и распространении её по всему миру, естественно такая деятельность мотивирована вовсе не гуманистическими идеями, а политико-экономическими. Для этого в Китае создана масса учебных программ для иностранных студентов, масса клиник для иностранцев и прочее. Во-вторых, благодаря массовой мистификации Востока вообще, а мистифицируется обычно непонимаемое. В-третьих, китайская наука (и медицина как её часть) в средневековье действительно была в некоторых областях развитие западной, но времена эти давно минули (после династии Мин, когда Китай самоизолировался, т.е. лет 500 назад). А инерция общественного мнения, закреплённая культурным фоном, продолжает тащить этот миф и до наших дней. В-четвёртых, срабатывает известный с библейских времён психологический принцип «нет пророка в своём отечестве», нам всегда кажется, что где-то там лучше, чем здесь. Особенно это характерно для российского менталитета, о чём много писал Николай Бердяев.
IV. Что случилось с Китайской Медициной за последнее время?
Конец 19-го, 20-ый и 21-ый века — помимо всего прочего ещё и история уничтожения китайской медицинской традиции. В конце 19-го века Китай был изумлён военно-техническим преимуществом Запада, продемонстрированным во время опиумных войн. Это повергло думающую интеллигенцию в уныние и разрушило представления о незыблемости Китая и мощи его культуры. И на то время многие западные медицинские достижения были существенно эффективнее, чем присутствующие в Китае, особенно по искоренению инфекционных болезней, эпидемии которых ещё свирепствовали в Китае, а Европа уже практически забыла о чуме, холере и прочих моровых поветриях. Затем последовала синьхайская революция 1911 года — свержение священной на протяжении нескольких тысячелетий имперской власти и ломка корней традиции. Далее шла гражданская война, война с Японией, культурная революция.
А медицина, как и всякая наука, это, помимо всего прочего, определённая школа преемственности знаний. И преемственность эта осуществляется не текстологическим материалом, а непосредственным обучением учителя учеников (профессора студентов, аспирантов и др.). Тексты несут дополнительную функцию, служат скорее определённой памяткой и хранилищем информации, оперирует же этой информацией живой ум, без которого текст — лишь чередование мест с краской и чистой бумаги. И закон этот осуществляется в любой области знаний — в математике, музыке, живописи, изготовлении часов, мистике и химии, квантовой физике и кулинарии. И без живой преемственности знание и умение умирает, сохраняя лишь формальные признаки жизни.
Учитывая тот факт, что за 20-ый век в Китае был сломан весь традиционный уклад знаний и их передачи, разрушены учебные центры, физически уничтожены носители знаний (во времена культурной революции даже знание иностранного языка или обладание образованием могло послужить смертным приговором), то говорить о существовании на сегодняшний день классической китайской медицины бессмысленно. Но в середине 50-х годов сверху был отдан приказ создать фактически с нуля традиционную китайскую медицину, очистив её от «феодальных пережитков». И прокрустово ложе сознания необразованных «чистильщиков», социально активных дилетантов и партийных функционеров активно принялось за дело (именно в это время было создано «Новое учение о чжэнь-цзю» Чжу Лянь, так популярная в России переводная книга из самого Китая!). Что они не успели осуществить, то доделала культурная революция 60-х годов. На этом бедствия для китайской медицины не закончились.
Когда Китай смог оправиться от потрясений 20-го века, то оказалось, что опять он сильно отстаёт от Запада в научно-техническом развитии, которое спешно надо преодолеть, но ведь подражать в чистую гордость не позволяет. Тогда была создана общественная идея о том, что опираясь на китайскую традицию строить светлое будущее, заимствуя с Запада то, что сообразно. Слукавив таким образом Китай стал «заимствовать» всё, хоть сколько-нибудь успешное и выдавать за своё. Именно благодаря этому сегодня мы видим небывалый экономический подъём страны. «Заимствование» пропитало и медицину, что поставило её в странную ситуацию — с одной стороны от классической медицины с её феодальными пережитками отошли, но на неё опираются, а к чистой западной не подошли, опять же из-за опирания на «кастрированный» вариант своей. Возникло значительное противоречие, не рефлексируемое в самом контексте культуры.
Но, поскольку реклама работает (см. II и III), то едут иностранцы за панацеей, тогда как сами зажиточные китайцы стараются лечиться на Западе, а простые обыватели — в клиниках западной медицины в самом Китае. Естественно из-за такой несуразицы и врачебное образование в Китае носит весьма странный характер. Во-первых, есть две больших специализации — китайская и западная медицина, но те и те изучают в каком-то скомканном виде противоположную медицину. Во-вторых, само образование построено на бесконечной зубрёжке, а экзамены проходят только письменно, в основном в виде тестов. А из-за особенностей политического строя развитие науки и свободной научной дискуссии, как фактора развития науки, затруднено, процветает традиционное преклонение перед авторитетами и буквализм.
Безусловно, существуют и в Китае талантливые врачи, да и не все нити передачи знаний были перерезаны за лихолетье, но я говорю об общей тенденции.
V. Есть ли какие преимущества лечения в Китае?
Безусловно. В клиниках очень хорошо построена забота о пациентах — медсестёр, зачастую, больше чем пациентов, так что без внимания младшего медицинского персонала остаться не удастся. Да и подбирают их в дорогих клиниках больше по модельной внешности. В санаториях примерно такая же ситуация. Но ведь лечит не младший медицинский персонал, а врач...
VI. Так, стало быть, Западная медицина лучше Китайской?
Нет. См. I. Лечит не медицина, а врач.
VII. Немного о ситуации с Китайской Медициной в России
Поскольку (см. IV) в Китае медицинская традиция практически вымерла, то неоткуда ей взяться и в России. Существующая на сегодняшний день рефлексотерапия — это попытка объяснения (зачастую удачная) методики воздействия на тело разными раздражителями (иглами, теплом, магнитным излучением и т. д.) с позиций классической физиологии. И базируется она на иных методологических принципах, нежели китайская классическая медицина.
А многочисленные «гуру» от китайской медицины, появившиеся на просторах нашей родины в последнее время — недобросовестные люди, эксплуатирующие повсеместную необразованность и мистифицированность знаний Востока, которые работают как раз в тех 50-60 % излечения, о которых мы говорили выше (см. II ), но коммерчески грамотно подающие себя и обладающие определённой харизмой, создающие свои центры и школы со звучными названиями. А если эти «гуру» ещё обладают восточными чертами лица, то «эффективность» лечения и поток доверчевых пациентов возрастает значительно.
Единственный способ изучать китайскую медицину — это опираться на здравый смысл, а не на беспочвенные эзотерические фантазии о бестелесных энергиях, трудолюбиво учить классический китайский язык вэньянь, изучать западную классическую медицину (так как у любой медицины субстрат один — человек) под руководством хорошего врача, искать достойного знатока и практика китайской медицины (не взирая на его национальность) и не торопиться — это путь не на три-четыре месяца, а на много десятилетий. Если вы спешите — медицина наука не для вас.
Имею ли я право на такие громкие заявления? Безусловно, как каждый человек волен высказывать своё мнение. Кроме того, с данным вопросом я немного знаком не по наслышке. Я — врач по образованию, закончил факультет фундаментальной медицины МГУ, затем проходил двухлетнюю клиническую ординатуру по специальности неврология в России. В процессе съездил два раза на месячные курсы по иглоукалыванию, прогреванию и массажу в Китай. Через некоторое время поступил в аспирантуру нанкинского университета традиционной китайской медицины, где три с половиной года учился вместе с китайскими врачами, работая в той же клинике где и они, наблюдая непосредственно китайскую медицинскую жизнь.
А доверять моим словам или нет — дело вашего здравого смысла и жизненного опыта.
"Хорошей иллюстрацией того, к чему может привести убеждённость в "китайской панацее" может служить, на мой взгляд, описание вспышки легочной чумы на пароходе «Кишинев» (1921 г.) из книги замечательного учёного, создателя комбинированной сибиреязвенной вакцины, полковника запаса, к.б.н., ст.н.с. М.В. Супотницкого "Очерки истории чумы", 2-й том (М., 2006):
Цитата:
(...) Китаец, лежавший в трюме рядом с умершим, был заперт в отдельном помещении в трюме. Но 3 мая у него в 7 утра была зафиксирована температура 37,3°С, а в 11 часов утра он уже представлял собой больного со всеми признаками легочной чумы. Для полной изоляции заболевшего китайца, его подняли с вещами на палубу и приставили охрану. В 13 часов к судовому фельдшеру явилась делегация китайцев, и потребовала больного отпустить, объясняя это тем, что у него только сильное полнокровие, а поэтому он кашляет кровью, и что у них есть доктор, который будет лечить его традиционными китайскими методами. Когда им отказали, около 50 китайцев отняли заболевшего силой и «китайский доктор» начал проводить с ним манипуляции китайской медицины, выразившиеся в кровопускании. Около 4 часов пополудни 3 мая, уже на рейде в Чифе, был обнаружен еще один китаец с признаками легочной чумы. Карантинные власти порта были предупреждены, но бездействовали, предоставив русской команде самой бороться с чумой. (...) Кроме 12 смертей на пароходе (с 29 апреля по 5 мая), в карантине на берегу умерло еще пять человек, в их числе и те, кто делал кровопускание второму больному 3 мая. (...) Китайские власти заставили команду «Кишинева» сжечь трупы умерших на острове Кентукки и оплатить все расходы по изоляции пассажиров и дезинфекции корабля.
Т.е., лечили "полнокровие в лёгких" методами китайской медицины, синдромально, не обращая внимания на западные представления об этиологии и эпидемиологии данной инфекции, с точки зрения китайской медицины, формально, может быть, и правильно. Только в результате - 17 трупов, включая и тех, кто лечил заболевшего. Среди русских членов экипажа, благодаря своевременно принятым санитарно-защитным мерам, заболевших не было. К слову, автор ни к последователям, ни к противникам китайской медицины не относится, просто описывает исторические события."
Беглый обзор китайской медицины . Е. В. Лобусов.
Научно-популярная статья.
Опубликовано в журнале "Частный корреспондент" (понедельник, 30 марта 2009 года, 13.38).
Не стоит. Вернее — не стоит лечиться именно методами КМ, так как лечит не метод, а врач, который может владеть или не владеть методом. Поэтому необходимо искать не метод, а конкретного врача, при этом выборе руководствуясь не рекламой его самого (его центра, его школы, его метода, его книг и прочего), не количеством его дипломов (сертификатов и другой бумажной формальности), а здравым смыслом и отзывом людей, которым лично вы доверяете и которым его лечение действительно помогло. Но это не даёт гарантии, что лечение у данного специалиста однозначно поможет вам, но существенно повышает вероятность этого.
II. Действительно ли Китайская Медицина обладает высокой эффективностью?
Нет. Во-первых см. I. Медицина сама по себе не может быть лучше или хуже, так как не существует без носителя (врача) знаний и умений. Кроме того, мир медицины — это мир людей, многие из которых действительно искренне хотят помочь больным людям и ищут для этого наиболее эффективные методы. Да и с сегодняшней коммерческой точки зрения — нужен самый эффективный метод. И если бы КМ была действительно и однозначно эффективнее других, то все бы кинулись использовать именно её. Однако этого не происходит.
Кроме того, если говорить лишь об одном разделе китайской медицины — иглоукалывании, то обнаруживается следующий факт — укалывание любого (!) места на теле человека в 50-60 % случаев вызывает стойкое облегчение болевого синдрома, случается это, во-первых, из-за плацебо эффекта, а во-вторых, из-за того, что на дополнительное сильное болевое раздражение в результате укола организм реагирует выбросом эндогенных опиатов, наших собственных анестетиков. Эти данные многие иглотерапевты предпочитают не замечать, так как, зачастую, оказывается, что именно такой процент выздоровления они имеют в своей лечебной практике, но колят иглой, как им кажется, не в случайные места, а выбранные сообразно древним знаниям точки. А кто может себе честно признаться в собственной несостоятельности? Особенно если отдал этому делу не один год...
III. Откуда представления о Китайской Медицине как о панацее?
Во-первых, сегодня это результат очень серьёзной правительственной программы КНР по рекламе КМ и распространении её по всему миру, естественно такая деятельность мотивирована вовсе не гуманистическими идеями, а политико-экономическими. Для этого в Китае создана масса учебных программ для иностранных студентов, масса клиник для иностранцев и прочее. Во-вторых, благодаря массовой мистификации Востока вообще, а мистифицируется обычно непонимаемое. В-третьих, китайская наука (и медицина как её часть) в средневековье действительно была в некоторых областях развитие западной, но времена эти давно минули (после династии Мин, когда Китай самоизолировался, т.е. лет 500 назад). А инерция общественного мнения, закреплённая культурным фоном, продолжает тащить этот миф и до наших дней. В-четвёртых, срабатывает известный с библейских времён психологический принцип «нет пророка в своём отечестве», нам всегда кажется, что где-то там лучше, чем здесь. Особенно это характерно для российского менталитета, о чём много писал Николай Бердяев.
IV. Что случилось с Китайской Медициной за последнее время?
Конец 19-го, 20-ый и 21-ый века — помимо всего прочего ещё и история уничтожения китайской медицинской традиции. В конце 19-го века Китай был изумлён военно-техническим преимуществом Запада, продемонстрированным во время опиумных войн. Это повергло думающую интеллигенцию в уныние и разрушило представления о незыблемости Китая и мощи его культуры. И на то время многие западные медицинские достижения были существенно эффективнее, чем присутствующие в Китае, особенно по искоренению инфекционных болезней, эпидемии которых ещё свирепствовали в Китае, а Европа уже практически забыла о чуме, холере и прочих моровых поветриях. Затем последовала синьхайская революция 1911 года — свержение священной на протяжении нескольких тысячелетий имперской власти и ломка корней традиции. Далее шла гражданская война, война с Японией, культурная революция.
А медицина, как и всякая наука, это, помимо всего прочего, определённая школа преемственности знаний. И преемственность эта осуществляется не текстологическим материалом, а непосредственным обучением учителя учеников (профессора студентов, аспирантов и др.). Тексты несут дополнительную функцию, служат скорее определённой памяткой и хранилищем информации, оперирует же этой информацией живой ум, без которого текст — лишь чередование мест с краской и чистой бумаги. И закон этот осуществляется в любой области знаний — в математике, музыке, живописи, изготовлении часов, мистике и химии, квантовой физике и кулинарии. И без живой преемственности знание и умение умирает, сохраняя лишь формальные признаки жизни.
Учитывая тот факт, что за 20-ый век в Китае был сломан весь традиционный уклад знаний и их передачи, разрушены учебные центры, физически уничтожены носители знаний (во времена культурной революции даже знание иностранного языка или обладание образованием могло послужить смертным приговором), то говорить о существовании на сегодняшний день классической китайской медицины бессмысленно. Но в середине 50-х годов сверху был отдан приказ создать фактически с нуля традиционную китайскую медицину, очистив её от «феодальных пережитков». И прокрустово ложе сознания необразованных «чистильщиков», социально активных дилетантов и партийных функционеров активно принялось за дело (именно в это время было создано «Новое учение о чжэнь-цзю» Чжу Лянь, так популярная в России переводная книга из самого Китая!). Что они не успели осуществить, то доделала культурная революция 60-х годов. На этом бедствия для китайской медицины не закончились.
Когда Китай смог оправиться от потрясений 20-го века, то оказалось, что опять он сильно отстаёт от Запада в научно-техническом развитии, которое спешно надо преодолеть, но ведь подражать в чистую гордость не позволяет. Тогда была создана общественная идея о том, что опираясь на китайскую традицию строить светлое будущее, заимствуя с Запада то, что сообразно. Слукавив таким образом Китай стал «заимствовать» всё, хоть сколько-нибудь успешное и выдавать за своё. Именно благодаря этому сегодня мы видим небывалый экономический подъём страны. «Заимствование» пропитало и медицину, что поставило её в странную ситуацию — с одной стороны от классической медицины с её феодальными пережитками отошли, но на неё опираются, а к чистой западной не подошли, опять же из-за опирания на «кастрированный» вариант своей. Возникло значительное противоречие, не рефлексируемое в самом контексте культуры.
Но, поскольку реклама работает (см. II и III), то едут иностранцы за панацеей, тогда как сами зажиточные китайцы стараются лечиться на Западе, а простые обыватели — в клиниках западной медицины в самом Китае. Естественно из-за такой несуразицы и врачебное образование в Китае носит весьма странный характер. Во-первых, есть две больших специализации — китайская и западная медицина, но те и те изучают в каком-то скомканном виде противоположную медицину. Во-вторых, само образование построено на бесконечной зубрёжке, а экзамены проходят только письменно, в основном в виде тестов. А из-за особенностей политического строя развитие науки и свободной научной дискуссии, как фактора развития науки, затруднено, процветает традиционное преклонение перед авторитетами и буквализм.
Безусловно, существуют и в Китае талантливые врачи, да и не все нити передачи знаний были перерезаны за лихолетье, но я говорю об общей тенденции.
V. Есть ли какие преимущества лечения в Китае?
Безусловно. В клиниках очень хорошо построена забота о пациентах — медсестёр, зачастую, больше чем пациентов, так что без внимания младшего медицинского персонала остаться не удастся. Да и подбирают их в дорогих клиниках больше по модельной внешности. В санаториях примерно такая же ситуация. Но ведь лечит не младший медицинский персонал, а врач...
VI. Так, стало быть, Западная медицина лучше Китайской?
Нет. См. I. Лечит не медицина, а врач.
VII. Немного о ситуации с Китайской Медициной в России
Поскольку (см. IV) в Китае медицинская традиция практически вымерла, то неоткуда ей взяться и в России. Существующая на сегодняшний день рефлексотерапия — это попытка объяснения (зачастую удачная) методики воздействия на тело разными раздражителями (иглами, теплом, магнитным излучением и т. д.) с позиций классической физиологии. И базируется она на иных методологических принципах, нежели китайская классическая медицина.
А многочисленные «гуру» от китайской медицины, появившиеся на просторах нашей родины в последнее время — недобросовестные люди, эксплуатирующие повсеместную необразованность и мистифицированность знаний Востока, которые работают как раз в тех 50-60 % излечения, о которых мы говорили выше (см. II ), но коммерчески грамотно подающие себя и обладающие определённой харизмой, создающие свои центры и школы со звучными названиями. А если эти «гуру» ещё обладают восточными чертами лица, то «эффективность» лечения и поток доверчевых пациентов возрастает значительно.
Единственный способ изучать китайскую медицину — это опираться на здравый смысл, а не на беспочвенные эзотерические фантазии о бестелесных энергиях, трудолюбиво учить классический китайский язык вэньянь, изучать западную классическую медицину (так как у любой медицины субстрат один — человек) под руководством хорошего врача, искать достойного знатока и практика китайской медицины (не взирая на его национальность) и не торопиться — это путь не на три-четыре месяца, а на много десятилетий. Если вы спешите — медицина наука не для вас.
Имею ли я право на такие громкие заявления? Безусловно, как каждый человек волен высказывать своё мнение. Кроме того, с данным вопросом я немного знаком не по наслышке. Я — врач по образованию, закончил факультет фундаментальной медицины МГУ, затем проходил двухлетнюю клиническую ординатуру по специальности неврология в России. В процессе съездил два раза на месячные курсы по иглоукалыванию, прогреванию и массажу в Китай. Через некоторое время поступил в аспирантуру нанкинского университета традиционной китайской медицины, где три с половиной года учился вместе с китайскими врачами, работая в той же клинике где и они, наблюдая непосредственно китайскую медицинскую жизнь.
А доверять моим словам или нет — дело вашего здравого смысла и жизненного опыта.
"Хорошей иллюстрацией того, к чему может привести убеждённость в "китайской панацее" может служить, на мой взгляд, описание вспышки легочной чумы на пароходе «Кишинев» (1921 г.) из книги замечательного учёного, создателя комбинированной сибиреязвенной вакцины, полковника запаса, к.б.н., ст.н.с. М.В. Супотницкого "Очерки истории чумы", 2-й том (М., 2006):
Цитата:
(...) Китаец, лежавший в трюме рядом с умершим, был заперт в отдельном помещении в трюме. Но 3 мая у него в 7 утра была зафиксирована температура 37,3°С, а в 11 часов утра он уже представлял собой больного со всеми признаками легочной чумы. Для полной изоляции заболевшего китайца, его подняли с вещами на палубу и приставили охрану. В 13 часов к судовому фельдшеру явилась делегация китайцев, и потребовала больного отпустить, объясняя это тем, что у него только сильное полнокровие, а поэтому он кашляет кровью, и что у них есть доктор, который будет лечить его традиционными китайскими методами. Когда им отказали, около 50 китайцев отняли заболевшего силой и «китайский доктор» начал проводить с ним манипуляции китайской медицины, выразившиеся в кровопускании. Около 4 часов пополудни 3 мая, уже на рейде в Чифе, был обнаружен еще один китаец с признаками легочной чумы. Карантинные власти порта были предупреждены, но бездействовали, предоставив русской команде самой бороться с чумой. (...) Кроме 12 смертей на пароходе (с 29 апреля по 5 мая), в карантине на берегу умерло еще пять человек, в их числе и те, кто делал кровопускание второму больному 3 мая. (...) Китайские власти заставили команду «Кишинева» сжечь трупы умерших на острове Кентукки и оплатить все расходы по изоляции пассажиров и дезинфекции корабля.
Т.е., лечили "полнокровие в лёгких" методами китайской медицины, синдромально, не обращая внимания на западные представления об этиологии и эпидемиологии данной инфекции, с точки зрения китайской медицины, формально, может быть, и правильно. Только в результате - 17 трупов, включая и тех, кто лечил заболевшего. Среди русских членов экипажа, благодаря своевременно принятым санитарно-защитным мерам, заболевших не было. К слову, автор ни к последователям, ни к противникам китайской медицины не относится, просто описывает исторические события."
Беглый обзор китайской медицины . Е. В. Лобусов.
Научно-популярная статья.
Опубликовано в журнале "Частный корреспондент" (понедельник, 30 марта 2009 года, 13.38).