Очень хорошо, что у Вас возник этот вопрос, это говорит о Вашей искренности и честности перед собой. Ситуация, которую Вы описали, хорошо знакома и мне. Я тоже общался с буддийскими учителями, и могу добавить, что даже задавать вопрос об их просветлении в буддийском сообществе считается неприличным. Помню, как в 1994 году мы с Шейрабом Сэнге (который тогда был моим братом в Дхарме) уезжали от сэнсея Терасавы, и Шейраб пожелал тому на прощанье достижения просветления. Ученики Тэрасавы смутились так, как будто прозвучала жуткая непристойность, а сам Тэрасава замер в оскорбленном удивлении
. Видимо само собой разумелось, что Тэрасава уже просветленный мастер
.
Теперь попробую ответить на Ваш вопрос, хотя признаюсь честно, что вряд ли мне удастся дать на него исчерпывающий ответ.
Цель любого человека на Земле – обретение мудрости и передача ее последующим поколениям. Есть три вида мудрости:
- мудрость, возникающая из слушания;
- мудрость, возникающая из размышления;
- мудрость, возникающая из созерцания.
Из них самая ценная и непосредственная мудрость та, которая порождается созерцанием. Само по себе созерцание – это уже прикосновение к мудрости, и ничего более для этого не нужно делать. Учитель Ван Учжан говорил так: "Истинная медитация начинается тогда, когда ты сидишь и медитируешь от нечего делать".
Если уподобить этот мир театру, то медитация – это взгляд на этот театр со стороны, без вовлеченности в пьесу.
В компьютерной метафоре – это перезагрузка компьютера, на котором зависли некоторые программы.
В терминах квантовой механики, медитация – это рекогеренция мира. Об этом мы уже говорили в теме
"Для чего делать Шэньмин?"Есть множество сопутствующих медитации эффектов, которые вполне объективно можно наблюдать:
- увеличение радостности и удовлетворенности своей жизнью;
- улучшение здоровья и прилив жизненных сил;
- умиротворенный сон и уменьшение тревожности;
- уменьшение привязанности к вещам и людям;
- разрушение стереотипов и косности мышления;
- исчезновение гордыни и осуждения других людей;
- возрастание ощущения единения с миром, понимание его смысла;
- обретение интуитивного понимания в различных областях знания без изучения;
- свобода от желания кому-либо подражать;
- увеличение бесстрашия, в том числе и уменьшение страха смерти.
И самое главное, ничего мистического или религиозного в практике медитации нет, это всего лишь процесс, способствующий росту и эволюции человека.