Владимир Васильевич Котляр 16 ноя 2011, 16:44
Концепция оболочек присуща скорее индуистскому мировоззрению (это так называемые коша), а не китайскому.
В даосизме принято различать не оболочки, а души - небесные (хунь 魂) и земные (по 魄). Причем считается, что небесных душ хунь - 3, а земных по - 7. В живом человеке они сосуществуют вместе и составляют человеческий дух (шэнь 神), а после смерти разделяются, при этом души хунь направляются вверх в Небеса, а души по вниз в землю, и превращаются там в призрака (гуй 鬼). Также есть указания, что души хунь сосредотачиваются в печени человека, а души по - в легких.
Тем не менее медитативная практика в нашей Школе в основном опирается даже не на концепцию хунь-по (хотя в некоторых практиках и говорится о собирании душ хунь в печени и очищении душ по в легких), а на представление о Трех людях и Четвертом.
Если вкратце, идея такова. То, что мы обычно считаем собой - это Человек №1. Обычные люди воспринимают исключительно Человека №1, и полагают его субъектом опыта. Мы медитативно учимся созерцать Человека №1, и тогда он становится объектом, за которым наблюдает ... Человек №2. Мы не можем с точки зрения Человека №1 сказать хоть что-нибудь о Человеке №2, так как он выходит за пределы сферы нашего тривиального опыта. Но мы можем наблюдать за ним, и так появляется еще один субъект - Человек №3, то есть тот, кто наблюдает за Человеком №2. После проживания этой цепочки появляется вектор, по которому субъект опыта как бы "соскальзывает" еще глубже, и тогда может проявиться конечный наблюдатель, субъект ЛЮБОГО возможного опыта, в котором уже не осталось ничего человеческого, поэтому мы его называем просто - Четвертое.
Четвертое = Дао.
«ПУСТЫЕ РАЗГОВОРЫ КАК РАЗЛИВШАЯСЯ ТУШЬ, ТОЛЬКО РЕАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ МОЖНО ИСТИННО ОЦЕНИТЬ»