Страница 1 из 1

Мировоззрение китайцев

СообщениеДобавлено: 01 мар 2012, 19:54
Александр Юрченко
Недавно услышал о том, что китайцы, в отличие от западной цивилизации, где считают что мир постоянно совершенствуется и развивается (может не мир, а сама цивилизация), считают что некогда был некий эталон и с тех пор все постепенно деградирует. Это так? Кто в курсе?

Re: Мировоззрение китайцев

СообщениеДобавлено: 02 мар 2012, 00:18
Владимир Васильевич Котляр
Миф о "Золотом веке" присущ практически всем восточным культурам. Например, в индийской мифологии вообще и в индуизме в частности, принято считать, что в древности был век Истины Сатья-юга, а сейчас век Упадка Кали-юга.
В Китае представления о "Золотом веке" связаны с легендарными правителями древности: Хуанди, Шунь, Яо, Юй. Вот годные монографии, в которых хорошо раскрыта эта тема:
Рейн Крюгер "Китай. Полная история Поднебесной"
Кирилл Королев "Китайская мифология"

Re: Мировоззрение китайцев

СообщениеДобавлено: 26 май 2015, 12:35
Sergey
Александр Юрченко писал(а):Недавно услышал о том, что китайцы, в отличие от западной цивилизации, где считают что мир постоянно совершенствуется и развивается (может не мир, а сама цивилизация), считают что некогда был некий эталон и с тех пор все постепенно деградирует. Это так? Кто в курсе?


Если считать Библию или по крайней мере то, что от нее осталось частью западной цивилизации, то там есть тоже самое, что и в Индии и Китае, там есть описание Золотого века, серебрянного, бронзового, так что настоящие знания говорят об одном, в не зависимости от страны и народа.

Re: Мировоззрение китайцев

СообщениеДобавлено: 26 май 2015, 12:51
Владимир Васильевич Котляр
Sergey писал(а):так что настоящие знания говорят об одном, в не зависимости от страны и народа.

Или, что более правдоподобно, мифы многих (но не всех) народов похожи, так как создавались примитивными людьми, расселившимися из африканской саванны по всей планете.

Re: Мировоззрение китайцев

СообщениеДобавлено: 26 май 2015, 13:46
Sergey
Нее это, как раз менее правдопобно, причем правдободобность всеобщихафриканских мифов стремится к нулю :)

Re: Мировоззрение китайцев

СообщениеДобавлено: 26 май 2015, 15:19
Владимир Васильевич Котляр
Sergey писал(а):Нее это, как раз менее правдопобно, причем правдободобность всеобщихафриканских мифов стремится к нулю :)

Sergey, Вы сами поняли что написали? :twisted:
Я ничего не говорил об "африканских мифах". Я утверждал, что мифы создавались людьми, имеющими общий генезис, сходное мышление, и следовательно, опирающиеся на одни и те же архетипы.
А то, что сапиенсы расселились по всей планете из Африки, это научный факт. Или с этим вы тоже будете спорить? :D
Мое утверждение из предыдущего поста последовательно аргументируется ведущими представителями современной науки.
Вот что пишет о причинах сходства мифов различных народов Сергей Неклюдов, российский фольклорист, последователь крупнейшего специалиста по семиотике Юрия Лотмана:
Три способа объяснить сходства текстов
В науках филологического цикла и, в частности, в фольклористике принято считать, что есть три способа объяснить сходства между устно бытующими текстами. Первый — генетический: наличие у сходных явлений общего предка. Обычно его применяют к традициям, родственным в языковом отношении: скажем, когда говорят об индоевропейской мифологии, имеют в виду общие черты, которые находят в мифологиях индийской, иранской, греческой, германской, славянской и так далее.
Второй способ — через заимствования, культурные диффузии, взаимообмен устными текстами в условиях культурного и лингвистического двуязычия. Когда сказитель одинаково хорошо знает, например, бурятский и русский языки, он спокойно рассказывает бурятские сказки по-русски, а русские — по-бурятски, в результате чего произведения из одной традиции переносятся в другую. Иногда возникают районы с устойчивым дву- или многоязычием, в которых разные традиции сплавляются воедино, как это происходит на Балканах или на Северном Кавказе. Так, при всех сложностях межэтнических отношений в этом регионе, нартский эпос (сказания о богатырях далекого эпического прошлого) в равной мере принадлежит устным традициям разных северокавказских народов.
Третий способ — типологический. Говоря о типологии, мы обычно имеем в виду одно из двух: либо близкие, одинаковые сюжеты или мотивы сложились благодаря одинаковым обстоятельствам, либо причин для объяснения сходств столь много, что учесть их в полном объеме практически невозможно и типология просто оказывается такой корзинкой, в которую сметаются все совпадения, необъяснимые через общего предка или заимствования.
У фольклористов нет общеустановленного способа определять, какое из этих трех объяснений работает в том или ином конкретном случае. Самое сложное — когда все три фактора действуют одновременно: похожие тексты обнаруживаются у близкородственных народов, которые к тому же контактируют между собой и живут примерно в одинаковых условиях, то есть имеет место как генетическая и типологическая общность, так и культурный взаимообмен. Подобный характер имеют, например, некоторые русско-украинско-белорусские фольклорные параллели.
Четвертый способ
После работ Юрия Березкина, который изучает распределение фольклорных сюжетов и мотивов на карте мира, чтобы установить маршруты и хронологию первичного расселения людей по земле, к этим трем вариантам объяснения сходства текстов следует добавить четвертый: некоторые схождения являются результатом этих миграционных процессов, фольклорно-мифологическими следами пребывания древних популяций в тех или иных местах. Это может работать и наоборот: не сходство мифов объяснять через информацию о древних миграциях, а обосновывать маршруты перемещений людей с помощью информации о похожих текстах.
Чтобы установить заимствование или родство, обычно нужны нетривиальные признаки — своего рода «меченые атомы» традиции: имена, названия, уникальные детали и тому подобное.
Существуют ли мифы, общие для всего мира?
Вопрос о типологии фольклора тесно связан с проблемой культурных универсалий. Есть ли универсалии в фольклоре? Главный аргумент антиуниверсалистов: не существует ни одного мифа, который был бы представлен у всех народов. Этот аргумент следует признать совершенно справедливым, но только если оставить в неприкосновенности исходные понятия — «миф» и «универсальность», а также исключить из рассмотрения элементы, очень распространенные, но слишком общие и в некотором смысле тривиальные (типа мужской природы неба и женской природы земли — эти представления встречаются практически во всем мире).
Универсалисты и антиуниверсалисты, вступая в спор, на самом деле спорят о разных сущностях. Если первые скорее говорят о предельно элементарных или предельно обобщенных схемах (поэтому часто апеллируют к юнговским архетипам), то вторые обращаются к самим мифологическим сюжетам и мотивам, достаточно конкретным (даже жанрово обусловленным) и больше связанным с этнорегиональной и этнокультурной спецификой. Иными словами, чем элементарней повествовательный элемент, тем больше шансов обнаружить взаимонезависимые сходства.
Почему типология возможна
Универсальность, по-видимому, надо искать не столько на уровне фольклорного мотива, сколько в его более широких логико-семантических обобщениях (типа «персонаж, проглоченный неким существом, живой и невредимый выходит из его утробы») или, напротив, в его элементарных семантических составляющих, таких как некоторые простейшие образы космо- и антропогонических мифов: недоделанный мир (мир в эмбриональной форме, безлюдный мир), первообъекты (гора, водоем, дерево), недоделанный человек (человек-заготовка, его эмбриональная форма — яйцо, комок, щепка и так далее).
Универсальность в фольклоре не значит, что тот или иной мотив/сюжет будет представлен во всех мировых культурах. Скорее, этот мотив/сюжет окажется так распространен, что мы не будем удивляться, если найдем в другой традиции его аналог (разумеется, при учете их семантических контекстов).
Впрочем, я не стал бы отмахиваться и от предположений, что существуют некие простейшие единицы смысла, к которым человеческая мысль периодически возвращается на протяжении своей интеллектуальной истории. По этой концепции существует некое конечное множество общечеловеческих понятий, а значит, возможно «установление окончательного набора универсальных атомов смысла («алфавита человеческих мыслей», словами лингвиста Анны Вежбицкой).
Источник: http://arzamas.academy/materials/123

А вот цитата из книги Л.С.Васильева "История религий Востока":
Специалистам хорошо известно, сколь замкнуты были первобытные коллективы, как четко действовала основная социальная оппозиция «свои – чужие», закрепленная нормами тотемизма. Естественно, это в немалой степени ограждало данную этническую общность от влияний извне. И все-таки эти влияния не только существовали, но и, просачиваясь через самые узкие щели, оказывали немалое воздействие, как на материальную, так и на духовную жизнь людей. На примере мифологии эти влияния и связанные с ними культурные заимствования особенно наглядны.
Едва ли сходные мифологические сюжеты возникали у каждого небольшого племени самостоятельно и независимо от того, чем располагали его соседи. Как раз напротив: несмотря на тотемные оппозиции, общение с соседями всегда открывало каналы для влияний, тем более в сфере духовной культуры. Сюжеты мифов распространялись и легко воспринимались теми, чей уровень культуры, бытия, духовной жизни и религиозных представлений хоть сколько-нибудь соответствовал отраженным в том или ином мифе сюжетным поворотам. Конечно, это не означало, что от племени к племени через континенты кочевали одни и те же имена, детали рассказа, повороты фабулы. Все это частично менялось, обрастало добавлениями, перемешивалось с уже существующими местными преданиями, принимало иную окраску, новую концовку и т. п. Другими словами, каждый народ вносил в предание нечто свое, так что оно со временем становилось именно его мифом. И все же основа сюжета сохранялась, что довольно легко реконструируется сегодня специалистами в области структурной антропологии, в частности известным французским ученым К. Леви-Строссом.
Специалисты уже достаточно давно доказали, что количество основных мифологических сюжетов невелико – эти сюжеты не только хорошо изучены, но даже и пронумерованы. Не вдаваясь в детали, стоит заметить, что такого рода генеральное единство сюжетов хорошо видно на примере мифов о мироздании, в том числе построений на тему о так называемом мировом дереве, мировой оси, мировой горе, о возникновении вещей и существ, включая человека, в результате расчленения тела первозданного великана и т. п. Немало общего в космологических и космогонических мифах, в представлениях о загробном мире, о небесах и небожителях. Речь не идет о том, что все сюжеты возникали где-то в одном месте, а оттуда распространялись. Имеется в виду иное: где бы и что бы в интересующем нас плане ни возникало – рано или поздно оно становилось достоянием всех тех, кто был подготовлен для восприятия упомянутого новшества. Это касается и великих открытий в материальной сфере (колесо, земледелие, обработка металла и т. п.), и нововведений в сфере идей, о чем сейчас и идет речь. Сфера идей отнюдь не ограничивается мифологией.
Заимствование сходных идей и представлений, взаимовлияние культур и уравнивание культурного потенциала за счет использования достижений вырвавшихся вперед народов всегда было законом развития человечества. Если бы этот механизм взаимодействия не работал, и каждому народу приходилось бы заново все изобретать, картина мира была бы совершенно иной. Результатом действия механизма диффузии культурных достижений можно считать и то, что, в конечном счете, одни и те же формы примерно в одинаковом комплексе характеризовали религиозные представления сапиентных людей уже на стадии верхнего палеолита.
Источник: http://pstgu.ru/download/1290603741.vasiliev.pdf

Re: Мировоззрение китайцев

СообщениеДобавлено: 26 май 2015, 16:19
Sergey
То есть Вы считаете, что один и тот же миф возникший у Индийского, Китайского и Европейского народа о временных эпохах - это просто сказания, каким то образом просто перешедшии от восточных мифо-сказателей к европейским ?

Re: Мировоззрение китайцев

СообщениеДобавлено: 09 окт 2015, 11:17
Владимир Васильевич Котляр
Лекция Б. Виногродского о традиционной китайской ментальности

phpBB [media]