Термин - Ци. Контекстное значение. Поздний вэньянь

Вместе изучаем китайский язык и китайскую культуру, чтобы лучше понять то, чем мы тут занимаемся.
Аватара пользователя
Цзянь Синь
Аккаунт закрыт по просьбе пользователя
 
Сообщения: 41
Зарегистрирован: 19 янв 2014, 15:52
Откуда: Адыгея

Термин - Ци. Контекстное значение. Поздний вэньянь

Сообщение Цзянь Синь 13 ноя 2014, 08:44

天为大天。人为一小夭。夭地阴阳相合能下雨。拳脚阴阳相合能成其一体。皆为阴阳之气也。

... "Небо устраивает высшие [естественные] законы природы, человек следует Небу [законам]".
"Инь-Ян природы", сливаясь во взаимосоответствии, могут вызвать дождь, в Цюань, "Инь-Ян ног", сливаясь во взаимосоответствии, в состоянии сформировать цельную структуру тела.
Всем этим и является Ци, а производится оно [взаимным соответствием, взаимным связыванием] Инь-Ян. ...

Сунь Лутан. "Учение Син И Цюань"
Верхняя часть, глава 6.
虛心練習。久則玄妙自見。奇效必彰。世有同志者。余將馨香祝之。

Аватара пользователя
Владимир Васильевич Котляр
ADMIN
 
Сообщения: 2652
Зарегистрирован: 25 июн 2011, 08:14
Откуда: Харьков

Re: Термин - Ци. Контекстное значение. Поздний вэньянь

Сообщение Владимир Васильевич Котляр 13 ноя 2014, 21:47

Цзянь Синь писал(а):天为大天。人为一小夭。夭地阴阳相合能下雨。拳脚阴阳相合能成其一体。皆为阴阳之气也。

... "Небо устраивает высшие [естественные] законы природы, человек следует Небу [законам]".
"Инь-Ян природы", сливаясь во взаимосоответствии, могут вызвать дождь, в Цюань, "Инь-Ян ног", сливаясь во взаимосоответствии, в состоянии сформировать цельную структуру тела.
Всем этим и является Ци, а производится оно [взаимным соответствием, взаимным связыванием] Инь-Ян. ...

Сунь Лутан. "Учение Син И Цюань"
Верхняя часть, глава 6.

Вы уверены, что у Сунь Лутана так? В вашей цитате "人为一小夭。夭地阴阳相合能下雨" использован иероглиф (яо), а не (тянь). Я даже сначала своим глазам не поверил, но потом проверил, и точно, в оригинале другой иероглиф:

天为大天,人为一小天,天地阴阳相合能下雨,拳脚阴阳相合能成其一体,皆为阴阳之气也。

Я конечно не китаист, но этот отрывок я бы перевел по-другому:

"Небо (Вселенная) - это макрокосм. Человек - это микрокосм.
Инь и Ян Неба и Земли взаимосвязаны и могут вызвать дождь.
Инь и Ян Кулака и Стопы взаимосвязаны и могут привести к достижению единства тела.
И у ци тоже есть Инь и Ян".


Мой комментарий:
"вызвать дождь" 下雨 - значит питать все живое.
"Кулак и Стопа" 拳脚 - тоже что и цюаньшу 拳术, боевое искусство.
«ПУСТЫЕ РАЗГОВОРЫ КАК РАЗЛИВШАЯСЯ ТУШЬ, ТОЛЬКО РЕАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ МОЖНО ИСТИННО ОЦЕНИТЬ»

Аватара пользователя
Цзянь Синь
Аккаунт закрыт по просьбе пользователя
 
Сообщения: 41
Зарегистрирован: 19 янв 2014, 15:52
Откуда: Адыгея

Re: Термин - Ци. Контекстное значение. Поздний вэньянь.

Сообщение Цзянь Синь 14 ноя 2014, 07:15

Благодарю вас за комментарии, Владимир Васильевич!
Несомненно это опечатка. Такие "мелочи" встречаются. Хуже когда встречаются поздние редактирования, вот это проблема.

拳脚阴阳相合能成其一体。Здесь, действительно мною допущена неточность. Точнее будет перевести так: "Взаимосвязь кулаков и стоп [наподобие взаимодействия-взаимосоответствия] Инь-Ян, может сложить[ся в] совершенную структуру тела".
Вот она, особенность вэньянь, во всей своей красе - контекстность и контекстная емкость!

皆为阴阳之气也。 Ци, в этой конструкции, определяемое слово. А 皆 - всё - обобщающее, выступает в качестве подлежащего. То есть, если дословно-коряво переводить, то: "Всему [описанному] является причиной [взаимодействия] Инь-Ян, что есть Ци."

Таким образом, природные законы действуют повсюду. И в человеческой деятельности - тоже, ибо Человек "часть" Природы. А раз так, то закон - названный термином "Ци", в частности - "взаимосвязанность, взаимодействие, взаимосоответствие, взаимоопределяемость, неразрывность, парность Инь-Ян", распространяется и на деятельность в Цюань, приводя к совершенству.
虛心練習。久則玄妙自見。奇效必彰。世有同志者。余將馨香祝之。

Аватара пользователя
Цзянь Синь
Аккаунт закрыт по просьбе пользователя
 
Сообщения: 41
Зарегистрирован: 19 янв 2014, 15:52
Откуда: Адыгея

Re: Термин - Ци. Контекстное значение. Поздний вэньянь.

Сообщение Цзянь Синь 14 ноя 2014, 09:01

譬如天地之化。育万物各得其所也。在腹內氣之体言之。其大無外。其小無內。在外之用言之。可以不見而章。不動而變。無為而成。夫人誠有是氣至圣 之德。至誠之道。亦可以知。亦可以為矣。

... Взять для примера превращения Неба и Земли, которые рождают все существа, и каждое существо находит своё место.

С точки зрения внутренних органов [под] Ци [превращений Неба и Земли] подразумевается структура: "его великое не [с]наружи, его малое не [в]нутри".

С точки зрения внешнего, имеется ввиду использование [превращений Неба и Земли]: "можно невидя различать, недвигая изменять, недействуя достигать".

Ведь если человек на самом деле обладает таким Ци, то он достигает наивысших способностей, достигает Истины Дао [высших принципов], и тогда он может знать и осуществлять!
...
Учение Син И Цюань. Нижний свиток. Глава четырнадцатая.
Двенадцать форм в парном комплексе прикладного взаимодействия.
"Пушечный кулак крепкого тела"
(安身炮拳)
虛心練習。久則玄妙自見。奇效必彰。世有同志者。余將馨香祝之。

Аватара пользователя
Цзянь Синь
Аккаунт закрыт по просьбе пользователя
 
Сообщения: 41
Зарегистрирован: 19 янв 2014, 15:52
Откуда: Адыгея

Re: Термин - Ци. Контекстное значение. Поздний вэньянь.

Сообщение Цзянь Синь 16 ноя 2014, 08:17

... И хотя руки "разделяются - соединяются", смысл в том, что [все действия] соединены в неразрывное единство Единой Ци.

Также и "руки-ноги" хотя и "разделяются-соединяются", но поясницей [их движения] объединяются в единую целостность - Единое Ци, подобно тому, как "десять тысяч ручьев сливаются в одном русле". ...

Син И Цюань Сюэ. Форма Крокодила.
虛心練習。久則玄妙自見。奇效必彰。世有同志者。余將馨香祝之。

Аватара пользователя
Цзянь Синь
Аккаунт закрыт по просьбе пользователя
 
Сообщения: 41
Зарегистрирован: 19 янв 2014, 15:52
Откуда: Адыгея

Re: Термин - Ци. Контекстное значение. Поздний вэньянь.

Сообщение Цзянь Синь 16 ноя 2014, 19:23

腹内空空洞洞。如天氣之圓。身外如地形之方。此谓内圓外方之義也。

Живот внутренне пустой, проницаемый и округлый подобно небесному своду, тело внешней формой подобно земным угловатостям. Таков смысл высказывания - "внутренне круглый - внешне квадратный".

В этом контексте Ци имеет значение свойство
虛心練習。久則玄妙自見。奇效必彰。世有同志者。余將馨香祝之。

Аватара пользователя
Цзянь Синь
Аккаунт закрыт по просьбе пользователя
 
Сообщения: 41
Зарегистрирован: 19 янв 2014, 15:52
Откуда: Адыгея

Re: Термин - Ци. Контекстное значение. Поздний вэньянь.

Сообщение Цзянь Синь 16 ноя 2014, 19:56

Термин Ци, как объединяющее понятие целостности.

... В процессе тренировки, необходимо добиваться объединения всех трех частей формы Чжэнь Гуа в одно целое - Единое Ци. Это как Кунь гуа, будучи истоком, изменяется в Чжень гуа, та, в свою очередь, изменяется в Цянь гуа. И, хотя мы наблюдаем три формы изменений, внутренне, этот процесс связан и пронизан Единым Ци как одно целое.

Изменения форм в Мече Восьми Гуа подобны изменениям гуа. Формы Меча - всего лишь внешняя сторона, условный порядок некоторого количества частей. Внутренне они связаны в единое целое! Изучающий должен глубоко это осознать.

Сунь Лутан. Учение Меча Багуа. Глава 10
虛心練習。久則玄妙自見。奇效必彰。世有同志者。余將馨香祝之。

Аватара пользователя
Цзянь Синь
Аккаунт закрыт по просьбе пользователя
 
Сообщения: 41
Зарегистрирован: 19 янв 2014, 15:52
Откуда: Адыгея

Re: Термин - Ци. Контекстное значение. Поздний вэньянь.

Сообщение Цзянь Синь 20 ноя 2014, 17:25

... Этот Цюань верен, когда Истинный Ян пронизывает [всё] изнутри вовне подобно "девяти кругам Неба", проникая в мельчайшие [поры], не имея преград. Дух человеческий, Луне и Солнцу подобно, блеском чистейшим сияет!

Этот Цюань ошибочен, когда "стесняется" Инь-Ци, а в действиях проявляются грубые усилия-Цзинь, тело неспособно быть свободным и гибко-подвижным. "Отверстия сердечные" не способны проницать глубины сокровенные! ...

Син И Цюань Сюэ. Нижний свиток. Глава девятая. Форма Змеи.
虛心練習。久則玄妙自見。奇效必彰。世有同志者。余將馨香祝之。

Аватара пользователя
Цзянь Синь
Аккаунт закрыт по просьбе пользователя
 
Сообщения: 41
Зарегистрирован: 19 янв 2014, 15:52
Откуда: Адыгея

Re: Термин - Ци. Контекстное значение. Поздний вэньянь.

Сообщение Цзянь Синь 24 ноя 2014, 23:57

Терминология Тайцзи Цюань

Человеку, как живому существу, после рождения от природы дарованы основные запасы Изначальной Ци, поддерживающие само его существование. [Оно] "не вскинуто, не опущено, не перекошено, не отклонено, спокойно и недвижимо [не растекается], достигает превосходного [состояния], достигает Предела". Это является осуществлением Истинного Ян, того, чем является и что называется Ци "Золотой Середины".

Это Ци постоянно, могуче распространяется внутри четырех конечностей, пропитывает и орошает кости изнутри - нет места, где бы [оно] не имелось, нет момента, в который бы [оно] не действовало.

[Когда] Единое Ци распространяется внутри и снаружи неиссякаемо , тогда "открытие-закрытие", "движение-покой" в Цюане являются источником возникновения-порождения этого Ци. Чудесная тайна [его заключена] в "простирании-распространении, собирании-сокращении" - вот основа появления этого Ци.

"Открытие" это то, что действует как простирание, движение. "Закрытие" это то, что действует как собирание, сокращение, упокоение. "Открытие" это то, что производит Ян, "Закрытие" - Инь. Распускание, простирание, движение - то, что производит Ян, собирание, сокращение, неподвижность - Инь.

"Открытие-закрытие" подобно чередованию-кругообороту Инь-Ян Единого Ци. Тайцзи - одно и тоже, что и Единое Ци. Именно Тайцзи и есть Единое Ци. Единое Ци - это Тайцзи. Рассуждая о системе [устройстве], пользуемся термином "Тайцзи", говоря о действии [применении] - "Единое Ци".

В нужный момент Ян, в нужный момент Инь; своевременное превосходство, своевременная подчиненность. Ян взаимно соотносится с Инь, Инь взаимоопределяется с Ян. Единое Ци "подвижно, живо плещется", бытие и небытие не определены. "Открытия-закрытия" естественно свободны, их чередования имеют своим средоточием некое крохотное "семя", то, чем и является Тайцзи. Именно по причине [неопределённости] древние не могли ясно указать [на "семя"] в человеке, так же, как и не могли описать его в книгах.

[В точке гармоничного] взаимоперехода, взаимосоприкосновения "открытия-закрытия", "движения-покоя", изучающий сможет всецело постигнуть истоки [первопричину]. Их соответствие и чудесная польза, могут символизироваться взаимодействием, "гармоничным соединением пустого и полного кругов".

[Пустой] круг 〇здесь символизирует нечто имеющее форму. [Полный] "круг-тушечница" - нечто неимеющее формы. В Тайцзи Цюань, эти два - являются принципом "полного-пустого". Внутренне он "полый, но не пустует, пуст, но неиссякаем".

Его Ци "струится-кружится" не зная препятствий; гибко, подвижно, округло [движется] без определённого направления; "нет выступов, нет впадин". "Распространясь повсюду, заполняет собою всё; сворачиваясь, скрывается в глубочайшей тайне".

Изменения его бесконечны, польза - неисчерпаема. Всё это несёт в себе Истинное Учение! Именно это и есть Тайцзи Цюань!

Cунь Лутан. "Учение Тайцзи Цюань"
虛心練習。久則玄妙自見。奇效必彰。世有同志者。余將馨香祝之。

Аватара пользователя
Цзянь Синь
Аккаунт закрыт по просьбе пользователя
 
Сообщения: 41
Зарегистрирован: 19 янв 2014, 15:52
Откуда: Адыгея

Re: Термин - Ци. Контекстное значение. Поздний вэньянь.

Сообщение Цзянь Синь 26 ноя 2014, 03:36

... - Верхняя часть книги [изглагает сущность] течения Единого Ци: однородность "движения-покоя, разделения-слияния, верха-низа, внутреннего-внешнего" - тренировочного комплекса, позволяющего"развивать мастерство, познавая себя". Нижняя часть книги изглагает парные [методы] "бьющих рук": наступления-отходы, подъёмы-снижения, "смотрение влево, наблюдение вправо", связи вдоль и поперёк, [их] бесконечные превращения - [тренировочный комплекс позволяющий развить] практические навыки [боевого] применения - "развивать мастерство, познавая других". Древние говорили: "Познав себя и познав противника, в ста битвах одержишь сто побед". Вот в чем смысл!

- Искусство Цюань, в этой книге, "не превозносит кровь [над] Ци". Всё вверяется естественности. Недопустимо портить его [Ци] силой-Ли Последующего Неба. [В] исключительно искуссном воспитании человека,"текущее [безостановочное]" Ци выступает управляющим [началом]. ....

Cунь Лутан. "Учение Тайцзи Цюань". Введение.
虛心練習。久則玄妙自見。奇效必彰。世有同志者。余將馨香祝之。

Аватара пользователя
Цзянь Синь
Аккаунт закрыт по просьбе пользователя
 
Сообщения: 41
Зарегистрирован: 19 янв 2014, 15:52
Откуда: Адыгея

Re: Термин - Ци. Контекстное значение. Поздний вэньянь.

Сообщение Цзянь Синь 30 ноя 2014, 09:19

... - В этой книге особое внимание уделяется объяснению способов совершенствования и развития тела. Всякий наш соотечественник, независимо от того, мужчина он или женщина, молод или стар - все могут тренироваться. Если тело ослаблено, то тренировки способны его укрепить, [если тело] слишком жесткое - размягчить [омолодить]. У кого-то тело до предела ослаблено и травмировано тяжелой работой до болезненного утомления - и ему есть основание использовать искусство Цюань, но без приложения в тренировках чрезмерных физических усилий - таким людям тоже можно тренироваться. Это постепенно приведет к цельности и прочности Ци, к духовному совершенству. Болезни отступят, годы продлятся. ...

Cунь Лутан. "Учение Тайцзи Цюань". Введение.
虛心練習。久則玄妙自見。奇效必彰。世有同志者。余將馨香祝之。

Аватара пользователя
Цзянь Синь
Аккаунт закрыт по просьбе пользователя
 
Сообщения: 41
Зарегистрирован: 19 янв 2014, 15:52
Откуда: Адыгея

Re: Термин - Ци. Контекстное значение. Поздний вэньянь.

Сообщение Цзянь Синь 01 дек 2014, 05:59

[В состоянии] Беспредельности находится человек, еще не обученный искусству боя. В его сознании нет объекта мысли, желания его не волнуют,глазам нечего рассматривать, движения рук и ног не скоординированы [не как в танце], тело не действует. Инь-Ян не различимы,чистое и мутное неотделено, [такой человек] прост и неискушен [глуп и бестолков], Единое Ци сплошное, без различия. Такой человек "растет средь неба и земли", "держится Инь - Ян природы", его Юань Ци - "корень" - цельный. ...

Cунь Лутан. "Учение Тайцзи Цюань". Глава первая. Учение Беспредельности.
虛心練習。久則玄妙自見。奇效必彰。世有同志者。余將馨香祝之。

Аватара пользователя
Цзянь Синь
Аккаунт закрыт по просьбе пользователя
 
Сообщения: 41
Зарегистрирован: 19 янв 2014, 15:52
Откуда: Адыгея

Re: Термин - Ци. Контекстное значение. Поздний вэньянь.

Сообщение Цзянь Синь 04 дек 2014, 06:31

... Однако страсти и желания становятся причиной порождения плохой Ци и грубой Ли. К тому же, внутреннее не устроено [не приведено в порядок], внешнее не укреплено, вплоть до того, что Инь-Ян не соответствуют друг другу, внутреннее и внешнее разобщены. Ян, рождая Инь, истощается, Инь, доходя до предела, неизбежно разрушается. Таким образом, человек не может достичь ничего хорошего.

Постигший же истину живет "поворачивая судьбу вспять по [учению] Дао": "превращая Цянь в Кунь", "поворачивая механизм Ци", "посредством Последующего Неба, возвращая Прежнее Небо", превращая свою плохую Ци и грубую Ли, "направляя огонь обратно к Истоку", собирая Ци в Даньтянь. Тогда, появляются и действуют "тринадцать сил" искусства Цюань, постигаются способы "сжатия - расширения [вибрации]" Единого Ци. То, что имеют в виду, когда говорят "Беспредельность способна породить Великий Предел". Именно так! (Единое Ци - это и есть Тайцзи). ...
Cунь Лутан. "Учение Тайцзи Цюань". Глава первая. Учение Беспредельности.
虛心練習。久則玄妙自見。奇效必彰。世有同志者。余將馨香祝之。


Вернуться в Китайский язык и культура

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron