Страница 1 из 1

Термин - Ци. Контекстное значение. Поздний вэньянь

СообщениеДобавлено: 13 ноя 2014, 08:44
Цзянь Синь
天为大天。人为一小夭。夭地阴阳相合能下雨。拳脚阴阳相合能成其一体。皆为阴阳之气也。

... "Небо устраивает высшие [естественные] законы природы, человек следует Небу [законам]".
"Инь-Ян природы", сливаясь во взаимосоответствии, могут вызвать дождь, в Цюань, "Инь-Ян ног", сливаясь во взаимосоответствии, в состоянии сформировать цельную структуру тела.
Всем этим и является Ци, а производится оно [взаимным соответствием, взаимным связыванием] Инь-Ян. ...

Сунь Лутан. "Учение Син И Цюань"
Верхняя часть, глава 6.

Re: Термин - Ци. Контекстное значение. Поздний вэньянь

СообщениеДобавлено: 13 ноя 2014, 21:47
Владимир Васильевич Котляр
Цзянь Синь писал(а):天为大天。人为一小夭。夭地阴阳相合能下雨。拳脚阴阳相合能成其一体。皆为阴阳之气也。

... "Небо устраивает высшие [естественные] законы природы, человек следует Небу [законам]".
"Инь-Ян природы", сливаясь во взаимосоответствии, могут вызвать дождь, в Цюань, "Инь-Ян ног", сливаясь во взаимосоответствии, в состоянии сформировать цельную структуру тела.
Всем этим и является Ци, а производится оно [взаимным соответствием, взаимным связыванием] Инь-Ян. ...

Сунь Лутан. "Учение Син И Цюань"
Верхняя часть, глава 6.

Вы уверены, что у Сунь Лутана так? В вашей цитате "人为一小夭。夭地阴阳相合能下雨" использован иероглиф (яо), а не (тянь). Я даже сначала своим глазам не поверил, но потом проверил, и точно, в оригинале другой иероглиф:

天为大天,人为一小天,天地阴阳相合能下雨,拳脚阴阳相合能成其一体,皆为阴阳之气也。

Я конечно не китаист, но этот отрывок я бы перевел по-другому:

"Небо (Вселенная) - это макрокосм. Человек - это микрокосм.
Инь и Ян Неба и Земли взаимосвязаны и могут вызвать дождь.
Инь и Ян Кулака и Стопы взаимосвязаны и могут привести к достижению единства тела.
И у ци тоже есть Инь и Ян".


Мой комментарий:
"вызвать дождь" 下雨 - значит питать все живое.
"Кулак и Стопа" 拳脚 - тоже что и цюаньшу 拳术, боевое искусство.

Re: Термин - Ци. Контекстное значение. Поздний вэньянь.

СообщениеДобавлено: 14 ноя 2014, 07:15
Цзянь Синь
Благодарю вас за комментарии, Владимир Васильевич!
Несомненно это опечатка. Такие "мелочи" встречаются. Хуже когда встречаются поздние редактирования, вот это проблема.

拳脚阴阳相合能成其一体。Здесь, действительно мною допущена неточность. Точнее будет перевести так: "Взаимосвязь кулаков и стоп [наподобие взаимодействия-взаимосоответствия] Инь-Ян, может сложить[ся в] совершенную структуру тела".
Вот она, особенность вэньянь, во всей своей красе - контекстность и контекстная емкость!

皆为阴阳之气也。 Ци, в этой конструкции, определяемое слово. А 皆 - всё - обобщающее, выступает в качестве подлежащего. То есть, если дословно-коряво переводить, то: "Всему [описанному] является причиной [взаимодействия] Инь-Ян, что есть Ци."

Таким образом, природные законы действуют повсюду. И в человеческой деятельности - тоже, ибо Человек "часть" Природы. А раз так, то закон - названный термином "Ци", в частности - "взаимосвязанность, взаимодействие, взаимосоответствие, взаимоопределяемость, неразрывность, парность Инь-Ян", распространяется и на деятельность в Цюань, приводя к совершенству.

Re: Термин - Ци. Контекстное значение. Поздний вэньянь.

СообщениеДобавлено: 14 ноя 2014, 09:01
Цзянь Синь
譬如天地之化。育万物各得其所也。在腹內氣之体言之。其大無外。其小無內。在外之用言之。可以不見而章。不動而變。無為而成。夫人誠有是氣至圣 之德。至誠之道。亦可以知。亦可以為矣。

... Взять для примера превращения Неба и Земли, которые рождают все существа, и каждое существо находит своё место.

С точки зрения внутренних органов [под] Ци [превращений Неба и Земли] подразумевается структура: "его великое не [с]наружи, его малое не [в]нутри".

С точки зрения внешнего, имеется ввиду использование [превращений Неба и Земли]: "можно невидя различать, недвигая изменять, недействуя достигать".

Ведь если человек на самом деле обладает таким Ци, то он достигает наивысших способностей, достигает Истины Дао [высших принципов], и тогда он может знать и осуществлять!
...
Учение Син И Цюань. Нижний свиток. Глава четырнадцатая.
Двенадцать форм в парном комплексе прикладного взаимодействия.
"Пушечный кулак крепкого тела"
(安身炮拳)

Re: Термин - Ци. Контекстное значение. Поздний вэньянь.

СообщениеДобавлено: 16 ноя 2014, 08:17
Цзянь Синь
... И хотя руки "разделяются - соединяются", смысл в том, что [все действия] соединены в неразрывное единство Единой Ци.

Также и "руки-ноги" хотя и "разделяются-соединяются", но поясницей [их движения] объединяются в единую целостность - Единое Ци, подобно тому, как "десять тысяч ручьев сливаются в одном русле". ...

Син И Цюань Сюэ. Форма Крокодила.

Re: Термин - Ци. Контекстное значение. Поздний вэньянь.

СообщениеДобавлено: 16 ноя 2014, 19:23
Цзянь Синь
腹内空空洞洞。如天氣之圓。身外如地形之方。此谓内圓外方之義也。

Живот внутренне пустой, проницаемый и округлый подобно небесному своду, тело внешней формой подобно земным угловатостям. Таков смысл высказывания - "внутренне круглый - внешне квадратный".

В этом контексте Ци имеет значение свойство

Re: Термин - Ци. Контекстное значение. Поздний вэньянь.

СообщениеДобавлено: 16 ноя 2014, 19:56
Цзянь Синь
Термин Ци, как объединяющее понятие целостности.

... В процессе тренировки, необходимо добиваться объединения всех трех частей формы Чжэнь Гуа в одно целое - Единое Ци. Это как Кунь гуа, будучи истоком, изменяется в Чжень гуа, та, в свою очередь, изменяется в Цянь гуа. И, хотя мы наблюдаем три формы изменений, внутренне, этот процесс связан и пронизан Единым Ци как одно целое.

Изменения форм в Мече Восьми Гуа подобны изменениям гуа. Формы Меча - всего лишь внешняя сторона, условный порядок некоторого количества частей. Внутренне они связаны в единое целое! Изучающий должен глубоко это осознать.

Сунь Лутан. Учение Меча Багуа. Глава 10

Re: Термин - Ци. Контекстное значение. Поздний вэньянь.

СообщениеДобавлено: 20 ноя 2014, 17:25
Цзянь Синь
... Этот Цюань верен, когда Истинный Ян пронизывает [всё] изнутри вовне подобно "девяти кругам Неба", проникая в мельчайшие [поры], не имея преград. Дух человеческий, Луне и Солнцу подобно, блеском чистейшим сияет!

Этот Цюань ошибочен, когда "стесняется" Инь-Ци, а в действиях проявляются грубые усилия-Цзинь, тело неспособно быть свободным и гибко-подвижным. "Отверстия сердечные" не способны проницать глубины сокровенные! ...

Син И Цюань Сюэ. Нижний свиток. Глава девятая. Форма Змеи.

Re: Термин - Ци. Контекстное значение. Поздний вэньянь.

СообщениеДобавлено: 24 ноя 2014, 23:57
Цзянь Синь
Терминология Тайцзи Цюань

Человеку, как живому существу, после рождения от природы дарованы основные запасы Изначальной Ци, поддерживающие само его существование. [Оно] "не вскинуто, не опущено, не перекошено, не отклонено, спокойно и недвижимо [не растекается], достигает превосходного [состояния], достигает Предела". Это является осуществлением Истинного Ян, того, чем является и что называется Ци "Золотой Середины".

Это Ци постоянно, могуче распространяется внутри четырех конечностей, пропитывает и орошает кости изнутри - нет места, где бы [оно] не имелось, нет момента, в который бы [оно] не действовало.

[Когда] Единое Ци распространяется внутри и снаружи неиссякаемо , тогда "открытие-закрытие", "движение-покой" в Цюане являются источником возникновения-порождения этого Ци. Чудесная тайна [его заключена] в "простирании-распространении, собирании-сокращении" - вот основа появления этого Ци.

"Открытие" это то, что действует как простирание, движение. "Закрытие" это то, что действует как собирание, сокращение, упокоение. "Открытие" это то, что производит Ян, "Закрытие" - Инь. Распускание, простирание, движение - то, что производит Ян, собирание, сокращение, неподвижность - Инь.

"Открытие-закрытие" подобно чередованию-кругообороту Инь-Ян Единого Ци. Тайцзи - одно и тоже, что и Единое Ци. Именно Тайцзи и есть Единое Ци. Единое Ци - это Тайцзи. Рассуждая о системе [устройстве], пользуемся термином "Тайцзи", говоря о действии [применении] - "Единое Ци".

В нужный момент Ян, в нужный момент Инь; своевременное превосходство, своевременная подчиненность. Ян взаимно соотносится с Инь, Инь взаимоопределяется с Ян. Единое Ци "подвижно, живо плещется", бытие и небытие не определены. "Открытия-закрытия" естественно свободны, их чередования имеют своим средоточием некое крохотное "семя", то, чем и является Тайцзи. Именно по причине [неопределённости] древние не могли ясно указать [на "семя"] в человеке, так же, как и не могли описать его в книгах.

[В точке гармоничного] взаимоперехода, взаимосоприкосновения "открытия-закрытия", "движения-покоя", изучающий сможет всецело постигнуть истоки [первопричину]. Их соответствие и чудесная польза, могут символизироваться взаимодействием, "гармоничным соединением пустого и полного кругов".

[Пустой] круг 〇здесь символизирует нечто имеющее форму. [Полный] "круг-тушечница" - нечто неимеющее формы. В Тайцзи Цюань, эти два - являются принципом "полного-пустого". Внутренне он "полый, но не пустует, пуст, но неиссякаем".

Его Ци "струится-кружится" не зная препятствий; гибко, подвижно, округло [движется] без определённого направления; "нет выступов, нет впадин". "Распространясь повсюду, заполняет собою всё; сворачиваясь, скрывается в глубочайшей тайне".

Изменения его бесконечны, польза - неисчерпаема. Всё это несёт в себе Истинное Учение! Именно это и есть Тайцзи Цюань!

Cунь Лутан. "Учение Тайцзи Цюань"

Re: Термин - Ци. Контекстное значение. Поздний вэньянь.

СообщениеДобавлено: 26 ноя 2014, 03:36
Цзянь Синь
... - Верхняя часть книги [изглагает сущность] течения Единого Ци: однородность "движения-покоя, разделения-слияния, верха-низа, внутреннего-внешнего" - тренировочного комплекса, позволяющего"развивать мастерство, познавая себя". Нижняя часть книги изглагает парные [методы] "бьющих рук": наступления-отходы, подъёмы-снижения, "смотрение влево, наблюдение вправо", связи вдоль и поперёк, [их] бесконечные превращения - [тренировочный комплекс позволяющий развить] практические навыки [боевого] применения - "развивать мастерство, познавая других". Древние говорили: "Познав себя и познав противника, в ста битвах одержишь сто побед". Вот в чем смысл!

- Искусство Цюань, в этой книге, "не превозносит кровь [над] Ци". Всё вверяется естественности. Недопустимо портить его [Ци] силой-Ли Последующего Неба. [В] исключительно искуссном воспитании человека,"текущее [безостановочное]" Ци выступает управляющим [началом]. ....

Cунь Лутан. "Учение Тайцзи Цюань". Введение.

Re: Термин - Ци. Контекстное значение. Поздний вэньянь.

СообщениеДобавлено: 30 ноя 2014, 09:19
Цзянь Синь
... - В этой книге особое внимание уделяется объяснению способов совершенствования и развития тела. Всякий наш соотечественник, независимо от того, мужчина он или женщина, молод или стар - все могут тренироваться. Если тело ослаблено, то тренировки способны его укрепить, [если тело] слишком жесткое - размягчить [омолодить]. У кого-то тело до предела ослаблено и травмировано тяжелой работой до болезненного утомления - и ему есть основание использовать искусство Цюань, но без приложения в тренировках чрезмерных физических усилий - таким людям тоже можно тренироваться. Это постепенно приведет к цельности и прочности Ци, к духовному совершенству. Болезни отступят, годы продлятся. ...

Cунь Лутан. "Учение Тайцзи Цюань". Введение.

Re: Термин - Ци. Контекстное значение. Поздний вэньянь.

СообщениеДобавлено: 01 дек 2014, 05:59
Цзянь Синь
[В состоянии] Беспредельности находится человек, еще не обученный искусству боя. В его сознании нет объекта мысли, желания его не волнуют,глазам нечего рассматривать, движения рук и ног не скоординированы [не как в танце], тело не действует. Инь-Ян не различимы,чистое и мутное неотделено, [такой человек] прост и неискушен [глуп и бестолков], Единое Ци сплошное, без различия. Такой человек "растет средь неба и земли", "держится Инь - Ян природы", его Юань Ци - "корень" - цельный. ...

Cунь Лутан. "Учение Тайцзи Цюань". Глава первая. Учение Беспредельности.

Re: Термин - Ци. Контекстное значение. Поздний вэньянь.

СообщениеДобавлено: 04 дек 2014, 06:31
Цзянь Синь
... Однако страсти и желания становятся причиной порождения плохой Ци и грубой Ли. К тому же, внутреннее не устроено [не приведено в порядок], внешнее не укреплено, вплоть до того, что Инь-Ян не соответствуют друг другу, внутреннее и внешнее разобщены. Ян, рождая Инь, истощается, Инь, доходя до предела, неизбежно разрушается. Таким образом, человек не может достичь ничего хорошего.

Постигший же истину живет "поворачивая судьбу вспять по [учению] Дао": "превращая Цянь в Кунь", "поворачивая механизм Ци", "посредством Последующего Неба, возвращая Прежнее Небо", превращая свою плохую Ци и грубую Ли, "направляя огонь обратно к Истоку", собирая Ци в Даньтянь. Тогда, появляются и действуют "тринадцать сил" искусства Цюань, постигаются способы "сжатия - расширения [вибрации]" Единого Ци. То, что имеют в виду, когда говорят "Беспредельность способна породить Великий Предел". Именно так! (Единое Ци - это и есть Тайцзи). ...
Cунь Лутан. "Учение Тайцзи Цюань". Глава первая. Учение Беспредельности.