Учителем Чжэн Маньцина был Ян Чэнфу (楊澄甫, 1883 – 1936),который изучал тайцзицюань с двадцати лет, но по настоящему понял важность практики лишь после смерти отца. С возрастом Ян Чэнфу сильно растолстел (не потому ли и умер он так рано, всего в 53 года – вот вам и оздоровительный эффект стиля Ян!), поэтому неудивительно, что его стиль тайцзицюань менялся за его жизнь не менее трех раз.
Фигура Ян Чэнфу сейчас представляется весьма неоднозначной, и наряду с превознесением его в качестве великого мастера встречается и весьма жесткая его критика. Так как важность правильной оценки Ян Чэнфу для всего понимания наследия стиля Ян представляется неоспоримой, то я приведу две пространные цитаты, включающие аргументированную критику.
В предисловии «От переводчика» к книге «Чжэнь-гун. Внутренние энергии в тайцзи-цюане» Стюарт Алва Олсон пишет о Яне Чэнфу следующее (Издательство «София», Киев, 1996 г. В цитате сохранено написание китайских имен согласно русскому переводу данной книги, поэтому следует читать Ян Чэнфу вместо Ян Чжен-фу, Чэнь Гун вместо Чжэнь Гун и т.д.):
По рассказам, Чжен-фу не учился со своим отцом; заниматься тайцзи-цюань его заставили старший брат, ученики отца и дядя, да и то после смерти родителя. Ян Чжен-фу допустил грубейшую ошибку, когда из чистого тщеславия передал семейные тексты Чжэнь Ян-линю, надеясь на их скорое опубликование (можно представить, как он при этом выглядел в глазах семьи!).
В работах учеников, пришедших в семью Ян после Чжен-фу, нет никаких упоминаний о древних манускриптах. Однако последователи Ян до Чжен-фу (которые, кстати, создали действительно значимые труды по тайцзи-цюань) постоянно объясняют в своих текстах положения, которые они могли найти только в книге Чжена. Мое убеждение таково, что до инцидента с книгой Чжена древние книги изустно передавались от одного ученика к другому; в последствии же эта традиция прекратила свое существование. Остается и последний вопрос: где же теперь эти старые китайские манускрипты?»
А вот оценка Дэна Дочерти, высказанная им в интервью А. Д. Дэвис (также включающая его мнение о передаче стиля У):
К сожалению стиль семьи У также изменился, и не в лучшую сторону. Как видно из предыдущей истории, У Цзянцюаню было за шестьдесят, а он был очень сильным бойцом. Однако его сын У Гунъи, не мог похвастать высоким уровнем мастерства. Несколько лет назад семейство У неблагоразумно издало книгу тайцзицюань семьи У, которая содержала фотографии У Цзянцюаня и его сына. Очевидно, что глубокие и отточенные позиции отца, говорят о превосходной технике. Положения, демонстрируемые У Гунъи высоки и неестественны, он словно напоминает больного».
Я думаю, эти цитаты многое объясняют. Конечно трудно судить о внутреннем мастерстве человека, основываясь только на фото и воспоминаниях знавших его людей. Но все же исчезновение базовой работы в ТЦЦ стиля Ян, мне кажется, легко объясняется изменениями стиля, проделанными Яном Чэнфу, толстым и явно больным человеком. И прямолинейность в движениях этого стиля (выдаваемая за некую внутреннюю "фишку" стиля) также объясняется тем же. А еще можно вспомнить об отсутствии циньна, нормального туйшоу и подозрительного столба (если вообще столб практикуется в этом стиле).
Вот и делают МИЛЛИОНЫ людей по всему миру только формальные комплексы (тао), называя это практикой ТЦЦ, и не понимают, что тайцзицюань - это нечто гораздо большее.
В 1949 году, после образования КНР, начался процесс по преобразованию традиционных воинских искусств в новые виды спорта и средства оздоровления. В августе 1956 года Госкомспорт КНР издает брошюру, называющуюся «Упрощенный тайцзицюань», и содержащую описание комплекса из 24 форм (да-да, речь о ней, о знаменитой 24 форме, которую многие считают основной в тайцзицюань ). К 1957 году появляется комплекс из 88 форм, а в 1979 году создается еще один упрощенный комплекс в 48 форм. Эти события можно считать началом упадка традиционного тайцзицюань , и теперь только от нас зависит, сохранится ли традиционная практика, или она канет вглубь веков.
Посмотрите внимательно на фотографии Ян Чэнфу на этой странице - что-то не то с его позой, явно виден наклон корпуса, перенапряженное переднее колено (проекция колена уходит дальше носка), руки "выпадают" из структуры (в одиночном хлысте).