В тайцзицюань мы осваиваем движения с разделением на быстрое (куай 快) и медленное (мань 慢). Ускорение движения – это Ян, замедление – Инь, поэтому в гармонии и взаимоподдержке ускорения и замедления можно прийти к переживанию состояния тайцзи.
Нет нужды и говорить, что современные проповедники тайцзицюань, в котором все движения обязательно выполняются в одном темпе, нарушают естественное требование к гармоничному сочетанию ускорения и замедления, и никогда не достигнут того, что требуется в следующих пословицах ТЦЦ: «Движение резкое – моя реакция резкая, движение замедленное – следую замедленно» (動急則急應動緩則緩隨) и «Другой не двигается, и я не двигаюсь; другой чуть двинулся, я двигаюсь раньше» (彼不動己不動彼微動己先動).
Когда овладение скоростью достигает тонкости, можно говорить об освоении одного из главных принципов ТЦЦ: «В покое искать движение, в движении сохранять покой». Те же, кто ошибочно считает, что принцип равномерности чистоты (цзюньцин 均清) означает равномерную скорость всех движений, вероятно, не знают правильной трактовки этого принципа: «нужно, чтобы медленное было одинаково медленным, а быстрое одинаково быстрым». Только таким образом можно научиться различать усилия «восьми ворот» (бамэнь 八門), являющихся основой для всех других усилий ТЦЦ.
Также, в добавление ко всему вышесказанному, замечу, что медленное помогает достичь тонкого и углубить понимание, а быстрое проявляет центрирование и целостность движения. Поэтому, искусно сочетая в обучении и медленное, и быстрое, можно достичь более быстрого прогресса, чем опираясь только на медленное. «Быстрое выявляет ошибки, медленное исправляет их. Быстрое и медленное друг другу помогают» – так говорил учитель Ван Учжан.