О даосизме

Если есть желание обсудить теорию и практику даосизма, то здесь для этого самое место. Особо приветствуются рассуждения, подкрепленные ссылками на первоисточники и цитаты на языке оригинала.
Аватара пользователя
Владимир Васильевич Котляр
ADMIN
 
Сообщения: 2486
Зарегистрирован: 25 июн 2011, 08:14
Откуда: Харьков

Re: О даосизме

Сообщение Владимир Васильевич Котляр 18 сен 2016, 12:42

Виталий Рубин писал(а):Такой вот вопрос...
Основа буддизма задекларирована в Четырех Благородных Истинах https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A7% ... 0%BD%D1%8B
Особенно впечатлило первое утверждение, что существование есть страдание и что все живущее страдает.
Есть ли в даосских текстах утверждения, подобные этим четверым? Может кто что встречал?...

Возможно в позднейших текстах даосизма где-то и есть включения буддийской теории о дукха, но в раннем даосизме исходные аксиомы о жизни были антиномичны буддийским.
Сравните, из Чжуан-цзы:
Когда умер Лао Дань, Цинь И пришел в его дом, чтобы выразить соболезнования, трижды громко возопил и вышел вон. Ученик спросил его: "Разве покойный был вашим другом?"
-- Да, был, -- ответил Цинь И.
-- Тогда прилично ли вот так выражать свою скорбь о нем?
-- Конечно! Поначалу я думал, что покойный был просто человеком, но теперь знаю, что ошибался. Я пришел выразить соболезнования, и что же? Вокруг старики, плачущие так, словно они скорбят о своих детях, и юноши, рыдающие, точно они потеряли матерей. Сойдясь вместе, они говорят, когда не нужно слов, и плачут, когда не нужно слез. Поистине они отворачиваются от Небесного закона и забывают о том, что им врождено. Древние называли это "бегством от кары Небес". Когда настал срок, учитель пришел. Срок истек -- и учитель покорился. Когда живешь, повинуясь велениям времени, печаль и радость не завладевают тобой. Древние называли это "царственным освобождением ".
Сколько бы хвороста ни принести руками человеческими, он все равно прогорит. Но огонь перекидывается дальше, и никто не знает, где ему конец.

У Чжуан-цзы умерла жена, и Хуэй-цзы пришел ее оплакивать. Чжуан-цзы сидел на корточках и распевал песню, ударяя в таз. Хуэй-цзы сказал: "Не оплакивать покойную, которая прожила с тобой до старости и вырастила твоих детей, -- это чересчур. Но распевать песни, ударяя в таз, -- просто никуда не годится!"
-- Ты не прав, -- ответил Чжуан-цзы. -- Когда она умерла, мог ли я поначалу не опечалиться? Скорбя, я стал думать о том, чем она была вначале, когда еще не родилась. И не только не родилась, но еще не была телом. И не только не была телом, но не была даже дыханием. Я понял, что она была рассеяна в пустоте безбрежного Хаоса. Хаос превратился -- и она стала Дыханием. Дыхание превратилось -- и стало Телом. Тело превратилось -- и она родилась. Теперь настало новое превращение -- и она умерла. Все это сменяло друг друга, как чередуются четыре времени года. Человек же схоронен в бездне превращений, словно в покоях огромного дома. Плакать и причитать над ним -- значит не понимать судьбы. Вот почему я перестал плакать.

Четверо -- Цзы-Сы, Цзы-Юй, Цзы-Ли и Цзы-Лай -- вели между собой такой разговор: "Кто может представить небытие головой, жизнь -- хребтом, а смерть -- задом и кто понимает, что жизнь и смерть, существование и гибель -- это одно тело, тот будет нам другом". Все четверо посмотрели друг на друга и рассмеялись. И, не испытывая друг к другу никакой неприязни в сердце, они подружились. Внезапно Цзы-Юй заболел, и Цзы-Сы пошел проведать его. Цзы-Юй сказал: "Поистине, велик творец! Гляди, как он меня скрутил!" Спина его вздыбилась так, что внутренности оказались наверху, лицо ушло в живот, плечи поднялись выше темени, шейные позвонки словно устремились в небеса. Силы Инь и Ян в нем были спутаны, а сердце невозмутимо-спокойно. Кое-как доковыляв до колодца, он взглянул на свое отражение. "Ого! -- снова воскликнул он. -- Ну и скрутил меня творец -- дальше некуда!"
-- Страшно тебе? -- спросил Цзы-Сы.
-- Чего же тут страшиться? -- ответил Цзы-Юй. -- Положим, моя левая рука станет петухом -- тогда я буду оповещать о ночных часах. Положим, моя правая рука превратится в самострел -- тогда я буду добывать ею дичь на жаркое. Положим, мои ягодицы станут колесами экипажа, мой дух -- лошадью. Тогда я обзаведусь собственным экипажем для выезда! А кроме того, мы получаем жизнь, когда приходит время, и лишаемся ее, когда срок истекает. Так покорись времени, не противься уходу, и тогда ни радости, ни печали не заденут тебя. Вот что древние называли "освобождением от пут". А того, кто сам себя не может освободить, вещи свяжут еще крепче. Однако ж вещам против Неба не устоять, так чего ради отвергать мне мои превращения?
Вскоре заболел Цзы-Лай, и смерть подступила к нему. Его жена и дети стояли вокруг него и громко рыдали. Цзы-Ли отправился проститься с ним и, войдя в его дом, крикнул тем, кто оплакивал умирающего: "Эй вы, прочь с дороги! Не мешайте свершаться переменам!" Потом он прислонился к двери и заговорил с Цзы-Лаем: "Как грандиозен путь превращения вещей! Чего только не сотворят из тебя нынче! Куда только не заведут тебя перемены! Быть может, ты превратишься в печень крысы? Или в лапку насекомого?"
Цзы-Лай ответил: "Ребенок, имеющий отца-матерь, может пойти на восток и запад, на север и юг -- ему достаточно повиноваться родительской воле. А силы инь и ян для человека -- больше, чем отец и мать. Если они подвели меня к смерти, а я не захочу слушаться их, то лишь выкажу свое упрямство. На них-то вины не будет. Великий ком вверил мне тело, ниспослал мне бремя этой жизни, сделал легкой мою старость и упокоит меня в смерти. То, что сделало доброй мою жизнь, сделает доброй и мою смерть. Ты только представь: Великий Плавильщик плавит металл, и вдруг капелька этого металла подпрыгивает и кричит ему:
"Хочу быть волшебным мечом Мосе -- и ничем другим!" Великий Плавильщик, конечно, счел бы такой металл ни на что не годным. И если бы я, обладающий человеческим обликом, стал бы кричать сейчас: "Хочу быть только человеком! Только человеком!", творец вещей наверняка сочтет меня никудышным человеком. Если считать Небо и Землю одним плавильным котлом, а превращение вещей -- плавкой металла, то могу ли я что-то не принимать в моей судьбе, что бы ни случалось со мной? Свершив свой земной путь, я усну глубоким сном, вернувшись к началу -- вновь пробужусь".
«ПУСТЫЕ РАЗГОВОРЫ КАК РАЗЛИВШАЯСЯ ТУШЬ, ТОЛЬКО РЕАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ МОЖНО ИСТИННО ОЦЕНИТЬ»
-----------------------------------------
Форум «Лечебное голодание», для тех, кто заботится о своем здоровье

Аватара пользователя
Виталий Рубин
Бывалый
 
Сообщения: 214
Зарегистрирован: 15 авг 2012, 06:53
Откуда: Наария

Re: О даосизме

Сообщение Виталий Рубин 06 окт 2016, 07:30

Две статьи с сайта школы Чжэнь Дао: http://studentdao.com/prostota-zhizni/ и http://studentdao.com/garmoniya-zhizni/
Обсуждаются базовые принципы даосского отношения к жизни. Интересно и поучительно. Может даже возможно будет что-то и обсудить. Тема, как мне показалось, достаточно значимая.
Каждый момент пребывай в сердце

Пред.

Вернуться в Философия и практика даосизма

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron