Уважаемые форумчане, буду очень благодарен за советы.
Заранее прошу прощение за многословие, но не представляю, как обьяснить проблему, не описав историю болезни..
Мое осознанное лечение позвоночника началось с попытки понять диагноз - кифо-сколиоз 2й степени грудного отдела, спондилез шейного отдела, смещение позвонков шейного отдела при сгибании и разгибании, плюс недавняя травма копчика, и, как результат, ретролистез L5. (Прошу прощение за пространственность диагноза- к сожалению, заключения врачей касательно сколиоза и шеи утрачены, а сам диагноз был поставлен около 8 лет назад). Пишу «осознанное», потому что поначалу (с 12ти до 16ти лет) «лечил» спину «закачиванием». Сейчас мне 24 года, а воспоминания о боли между лопаток начинаются с десятилетнего возраста и связано с освоением профессии- игра на скрипке- постоянное напряжение шеи, поднятое плечо и тд. В школе был спортзал, качался усердно, особенно налегал на пресс и гиперэкстензию, последнюю считал залогом красивой осанки.. Лет в 16, когда стало очевидно, что боль препятствует профессиональному росту, я обратился к мануальному терапевту, но неправильное держание скрипки, так называемая «постановка», каждый раз возвращала достигнутый прогресс в исходное, искривленное состояние. В это же время я начал интересоваться различными упражнениями и гимнастиками для позвоночника, в частности, мне очень нравился комплекс йоговских скруток. И хотя я систематично делал зарядку, чувствовал как раскрывается грудь и прогибается поясница, все накопленные «приятные» ощущения при игре превращались в мучительную боль.
Наконец, в 18 лет, мне показали в достаточно свободном трактовке цигуновское упражнение «большое дерево». С тех пор мое осознание тела начало обретать новое качество. Мне было достаточно 15-20 минут в день, чтобы, как мне казалось, уловить состояние «структуры»( особенно значительным открытием для меня было состояние подтянутого копчика, то, что потом я узнал как «мулабандха»), явственно прочувствовать сколиотическое искривление, втянуть подбородок, наконец-то задышать двумя ноздрями ( обычно, одна всегда заложена- вазомоторный ринит) и даже войти в некое медитативное состояние, при котором и ум успокаивается и вкусовые рецепторы обостряются. Но все бы было прекрасно, если бы это состояние держалось больше 15ти минут после выхода из «дерева». Впрочем, должен отдать должное, благодаря «дереву» я научился «включать» структуру при игре на скрипке, что подсказало мне как нужно менять постановку.
На протяжении нескольких лет я практиковал «стояние в дереве», благодоря каналу ветер-гром познакомился с некоторыми техниками тцц, и все же, это все не решало проблему боли при игре. Следующим этапом лечения был тренажер кипарис. Во время курса из 35 занятий я наблюдал видимый результат исправления кифоза и сколиоза, но тогда же начались первые нестыковки этой новой осанки со «стоянием в дереве». Несмотря на то, что теперь при стоянии в дереве линия горизонта начала подниматься к действительной линии горизонта (раньше, после нескольких болезненных попыток насильно держать взгляд прямым, я решил довольствоваться комфортной направленностью взгляда, несколько опущенной в землю, при округленной спине и подвязанным к небу темени), я начал утрачивать расслабленность и мягкость тела. После каждого занятия на кипарисе я чувствовал, как по новому распределяю вес тела на ноги, , как поднимается свод стопы, как все тело будто парит при ходьбе, но когда я пытался зафиксировать эти ощущения в «дереве», я наталкивался на все сильнее и сильнее растущую несовместимость структуры с новой, «объективно» более здоровой осанкой. Это время пришлось на период не очень интенсивной игры на скрипке, и, закончив курс, я надеялся, что смогу уже с новой осанкой играть. Увы, после нескольких недель на работе, вернулась прежняя боль.
Новые ощущение в распределении веса натолкнули меня на более внимательное наблюдение за ощущениями в ногах и бёдрах, и, как следствие, я определил у себя перекос таза. Тогда же, в одном из многочисленных видео о позвоночнике я услышал, что раскрытие тазобедренных суставов помогает выравниванию таза, а поза лотоса отстраивает позвоночник относительно таза. Сложно передать свои ощущения, когда я первый раз попытался посидеть просто скрестив ноги (должен оговориться- у меня чрезвычайно негибкое, костлявое и всегда мерзнущее тело и, почему-то, я никогда в жизни не сидел скрестив ноги..). Мне казалось, что мой сколиоз начинал ещё сильнее неметь и дрожать , и больше минуты я высидеть не мог. Обладая достаточно страстным темпераментом, я решил во что бы то не стало как можно быстрее сесть в позу лотоса. Думаю излишне описывать, как выли мои колени от подобной страстности.. Так, я постепенно пришёл к самостоятельным занятиям хатха-йогой, исключая упражнения на прогибы в пояснице. После длительного занятия деревом, очень мягкого выравнивания спины тренажером кипарис, хатха-йога показалась мне очень мощным и даже грубым лечением. Больше всего меня удивляло, что результаты после каждого занятия порой были равно противоположными- то мне казалось, что позвонки в грудном отделе и в шее стали на место, то казалось, будто я весь забит мышцами в совершенно искривлённом положении позвоночника. Несмотря на то, что в случае, когда утреннее занятие проходило «успешно», и спина даже при игре некоторое время держалась в этом состоянии, я понимал, что делаю что-то неправильно, что прогресс должен быть динамическим, а не волнообразным. Не могло не смущать и то, что у меня уже совершенно не удавалось совмещать йогу с «деревом» - было ощущение, что мышцы мешают каким либо другим процессам.
Углубляясь в йогу , я пришел к вопросу работы над дыханием и тут вновь произошёл качественный скачок. Новым открытием стала дыхательная практика «уддияна бандха» ( динамический вариант 600 вытягиваний живота). Первый раз попробовав это упражнение, я пережил некий шок, действующий даже на психическое состояние. После втягиваний мне казалось, что все тело будто изнутри горит, а в голову поступил такой заряд, что становилось страшновато. Особенно я отметил изменения в рёбрах(при левостороннем сколиозе, вся левая часть рёбер у меня была значительно меньше, чем правая, также с левой стороны напрочь отсутствовало сужение к области талии) теперь же вся грудная клетка не только раскрывалась , но и расширялась, возникло ощущение постоянной наполненности легких. Не могу сказать, что это было первое мною испробованное дыхательное упражнение. До этого я делал капалабхати, обратное дыхание, но кроме некоего расслабления ( надо заметить, у меня каждое новое дыхательное упражнение поначалу давало очень расслабляющий эффект, но потом я умудрялся зажаться даже при дыхании) эти упражнения не давали такого ощутимого результата. Так, на протяжении полугода я практиковал «уддияну бандху» при различных растяжках ( за пол года я сел хоть и с торчащим коленом, но все же в лотос) подключив ещё «наули» и исключив практически все укрепляющие упражнения. В этот период основная боль, даже вне игры( при игре практически не усиливаясь) , сконцентрировалась в пояснице. При зарядке, особым новым ощущением было приятное онемение и дрожь при растягиваний левых межреберных мышц, и это же ощущение при дыхании в лотосе. К настоящему моменту, прогресс практически остановился, боль в пояснице все ещё присутствует, и потому я решился вернуться к дереву.
Конечно, теперь это уже совсем другое дерево. Как я понимаю, из-за интенсивного мышечного дыхания всегда связанного с муллабандхой, я утратил навык статического удержания поджатого копчика. Более глубокие варианты дерева, как, например, стояние столбом ( с высокой постановкой рук, широкой и низкой постановкой ног) зажимают тело. Как я понимаю, из-за растяжки( правильной ли?..) значительно увеличился диапазон поиска структуры во время стояния в дереве, и собственно этот поиск никогда не заканчивается. Особенно это ощутимо в тазобедренных суставах- невозможно понять, как правильно распределить вес. В целом, мне никак не удаётся войти в то глубокодействующие состояние структуры, которое осталось в памяти со времён осваивания «дерева ».
Собственно теперь сама проблема: чему же доверять? Возможно ли было вылечится, продолжая стоять в дереве, если вся постановка была совершенно несимметрична, рёбра разного размера, и все же я чувствовал накопление энергии в нижнем даньтяне? Или же мне следует продолжать извне( растяжкой) и изнутри (дыханием) доводить тело до здорового состояния, и только потом приниматься за накопление энергии? Почему при видимом улучшении осанки, исправлении сколиоза, не возникает ощущение симметричности, а даже наоборот. Каким образом, такие замечательные упражнения, как 9 нитей, забивают мой позвоночник?
Отдельное вопрос по хрусту: в видео 9 нитей, говорится, что похрустывания- это вполне нормальное и приемлемое явление при гимнастике, но разве хруст не свидетельствует о том, что упражнение делается слишком интенсивно, что позвонок, если это позвонок, пропускает наиболее приближенное положение к правильному, создавая при этом щелчок? По собственному опыту я убедился, что любое упражнение вызывающие какой-либо хруст, не приводит к положительному результату..
Отдельный вопрос о взгляде: Можно ли доверять ощущению симметрии при закрытых глазах? Когда я начинал осваивать дерево, я стоял сначала 5 минут с закрытыми глазами, и только найдя состояние структуры, начинал насыщать ощущение объёма тела открытыми глазами.
В обратном дыхание живот идет за вдохом (воздух как бы втягивает живот) или мышцами живота надо толкать живот к позвоночнику? Первый вариант более естественный, но при нем поднимется вся грудь и даже плечи, правильно ли это?
Вопросов ещё тьма.. Я искренне благодарен, если кто-то дочитал до конца и сможет мне что-то посоветовать. Прошу прощение за терминологический эклектизм и дилетантизм.
заранее спасибо